Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://zivil.cap.ru/
Как показывают многолетние опросы общественного мнения, большинство жителей нашей страны еще не до конца осознают, что именно произошло 12 июня 1990 года.
В тот день после бурных и жестких дебатов Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. «За» проголосовали 907, «против» – 13, воздержались – 9 человек.
Но «суверенитет» не родное для нас слово. Русскому человеку и произнести-то его без запинки не всегда удается. Даже депутаты это очень быстро поняли и назвали 12 июня Днем независимости России. Это уже было намного ближе к жизни, ибо «независимость» – слово, с которым люди шли на баррикады, бросались в Великую Отечественную под танки, вступали в партизанские отряды...
Однако не прижилось и новое название, поэтому с 1998 года указом Президента этот праздник стал называться Днем России.
В стране этот праздник в массово-добровольном порядке пока не отмечают. В прошлом году только около 20 процентов граждан заявили, что они всерьез праздновали эту дату. В отличие, например, от Дня Победы, который считают главным праздником абсолютное большинство россиян.
Дискуссии о том, нужно ли было в 1990-м провозглашать независимость России, идут в нашем обществе до сих пор. Сторонники Декларации о независимости России мотивировали свое решение тем, что этот закон должен остановить парад суверенитетов внутри России. На деле этого не произошло.
С 1991 года в большинстве автономных образований в РСФСР верх стали брать политические силы, стремящиеся едва ли не к полному отмежеванию от власти Москвы. Явочным порядком декларировался приоритет местных законов над федеральными, устанавливалась практически безраздельная собственность автономий на землю, ее недра и ресурсы, начал саботироваться воинский призыв в армию.
Казалось бы, не нужно было принимать этот закон. Между тем от внимания многих противников его принятия ускользало то обстоятельство, что необходимость независимости РСФСР от союзного Центра крылась совсем не в борьбе с последним. Речь шла о борьбе за равноправие России во взаимоотношениях с союзными республиками, которые в соответствии с политикой союзного Центра практически перекачивали к себе большую часть прибавочного продукта, производимого в РСФСР. Поясним на конкретном примере.
Первый председатель Правительства РСФСР ельцинского призыва Иван Силаев в свое время обнародовал такие цифры: в советские времена «Россия ежегодно выплачивала союзным республикам 46 миллиардов рублей. Если учесть, что один доллар стоил тогда 60 копеек, то это была гигантская сумма».
Простой пересчет показывает, что РСФСР ежегодно выдавала без всякого возврата союзным республикам (материалами, деньгами, рабочей силой и так далее) более 76 миллиардов долларов. Нетрудно подсчитать, в какую сумму это вылилось за 75 лет советской власти.
Первое российское Правительство уже на начальном этапе своего существования потребовало в корне изменить сложившуюся практику и в дотационный фонд на 1991 год заложило только 10 миллиардов рублей на нужды союзных республик. Да и то с условием, что та республика, которая берет средства из этого фонда, обязуется заключить с Правительством РСФСР соглашение о поставках своей продукции в счет погашения кредита. «Все это, – свидетельствует Силаев, – сильно не понравилось республиканским лидерам. И они потребовали от Горбачева поставить россиян на место».
Фактически многие годы за счет прибавочного продукта, создаваемого интеллектуальной, физической, организационной энергией россиян, не в России, а на Украине, в Молдавии, прибалтийских и среднеазиатских республиках в основном строились промышленные и культурные объекты, научные центры, инфраструктура, развивалось сельское хозяйство.
Многое, конечно, сторонники продолжения подобной практики не успели сделать с Россией. Так, не успели повернуть в Среднюю Азию северные и сибирские реки с целью создания там рая на земле. Не успели окончательно угробить российское Черноземье и Нечерноземье. Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства, на днях уведомил сограждан, что в ближайшие годы Россия намерена довести экспорт зерна до 30 миллионов тонн. А ведь к 1991 году дело дошло до того, что именно такой объем – 30 миллионов тонн – Советский Союз закупал за рубежом. То есть через 15 лет после провозглашения суверенитета России прибавочный продукт нашей страны начал работать на россиян, а не на жителей бывших союзных республик.
Такова была настоящая цель Декларации 1990 года.
Формально этот закон независимости России не провозглашал. Он требовал всего лишь равных для России условий развития в сравнении с другими союзными республиками. Не противоречила Декларация и Союзному договору 1922 года. Юридически не давала она и права выхода России из СССР. Она всего лишь провозглашала право российского народа распоряжаться своими собственными ресурсами.
Не все, конечно, у нас получилось так, как хотелось и мечталось. Тогдашние российские руководители оказались не на высоте исторических задач. В силу их некомпетентности, непрофессионализма, личных политических амбиций развалился Советский Союз, а Россия пережила тяжелейшие годы. Но энергия россиян и оптимизм народа постепенно берут свое. Праздник День России становится все ближе нашим людям. Как показывают опросы общественного мнения последних лет, каждый год, начиная с 2002-го, на 3 – 4 процента растет число наших сограждан, считающих этот праздник главным национальным государственным праздником. Возрождается наша Родина, возрождается и наше самосознание.
Источник: http://www.gudok.ru/index.php/25767