(Доклад начальника управления образования
администрации Цивильского района
Г.Е. Слепова на августовском совещании
работников образования 27 августа 2004 года)
Уважаемые коллеги, руководители и педагоги образовательных учреждений, ветераны педагогического труда! Дорогие гости!
Ежегодно в последние дни августа в нашей республике проводятся конференции работников образования, на которых подводятся итоги прошедшего учебного года, намечаются планы на будущее и обсуждаются волнующие педагогов вопросы. Вот и сегодня педагоги нашего района – все те, кто отдает свои знания и силы формированию образованной, высококультурной личности, кто хочет принести подлинное благо детям, собрались в этом зале для обсуждения насущных вопросов, определения приоритетных направлений в дальнейшем развитии системы образования района.
Прежде всего позвольте мне в канун нового 2004-2005 учебного года поздравить Вас с наступающим Днем Знаний и выразить глубокую признательность и благодарность за самоотверженный труд, любовь к детям, преданность любимому делу. Пусть всем Вам сопутствует удача, успех и счастье!
Вы, конечно, помните, что 2003 год Указом Президента Чувашской Республики объявлен Годом семьи, а для дальнейшего развития идеологии и политики Года семьи и с целью привлечения новых идей и инвестиций в молодое поколение, усиления пропаганды здорового образа жизни 2004 год объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни. Здоровая молодежь, здоровая нация – залог успеха и дальнейшего процветания Чувашии и великой России, именно эта идеология лежит в основе государственной политики республики. Согласитесь, в отношении к актуальнейшему вопросу – воспитанию молодежи – в Чувашии в последние годы наметился явный прогресс. В своем последнем Послании к Государственному Совету Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров определил путь к благополучию через духовность и здоровый образ жизни, сделав акцент на том, что здоровый образ жизни подразумевает прежде всего духовно-нравственное здоровье, стремление к овладению истинными ценностями – такими основополагающими, как Доброта и Красота, Знание и Вера. Поэтому темой сегодняшней конференции и приоритетным направлением развития образования Цивильского района на следующий учебный год как одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса стала проблема повышения нравственности учащихся, формирование здорового образа.
Поставив эту тему для обсуждения на данной конференции, мы, конечно же, обрекаем себя на раздумья и дискуссии. Кому-то эта тема может показаться преждевременной, кто-то, возможно, посчитает, что о нравственности говорить в наше время просто нет смысла, нет самого предмета. Но я убежден, что многие сидящие в этом зале пожелают выразить все то, что находится в глубине их сознания, выступит на этой конференции о проблемах формирования нравственности и здорового образа жизни.
Потребность быть здоровым – основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье гражданина. Как известно, общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального -нравственного. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное. В Древней Спарте говорили: «В здоровом теле – здоровый дух». А мы, педагоги, должны сказать: «Только в здоровом теле – здоровый дух».
Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда. Бесстрастная статистика заявляет, в структуре заболеваемости учащихся общеобразовательных школ первое место занимает кардиопатия (53,6 %), 2 место – нарушение осанки (25,5 %), 3-ье - гиперплазия щитовидной железы (19,2 %), 4 – кариес (13,9 %), 5 – сколиоз и миопия (6,7 %). Возникает справедливый вопрос: не теряет ли ребенок здоровье в школе? А если так, почему это происходит? Причин много. Безусловной причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия, т. е. недостаток двигательной активности. Прибавьте сюда душные, пыльные, непроветриваемые классы, неудобную мебель, не учитывающую рост учеников, перегрузку учащихся, нехватку спортивного оборудования, сокращения количества спортивных секций и клубов из-за слабого финансирования, отсутствие групп здоровья, в которых должны заниматься дети с ослабленным здоровьем по специальному физическому режиму. Это та реальность, которая, к сожалению, на сегодняшний день в некоторых школах имеется. Высока заболеваемость детей в средней школе п. Опытный, Конарской, Первомайской, Тувсинской, Чурачикской, Поваркасинской, Чиричкасинской СОШ и некоторых других.
В октябре 2003 года Федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Цивильском, Козловском, Красноармейском районах Чувашской Республики» совместно с управлением образования провели проверку работы школ по медицинскому обеспечению. В ходе проверки установлено, что в школах не в полном объеме выполняются требования по организации медицинского обслуживания учащихся. Во многих школах на момент проверки отсутствовали данные по результатам медицинского осмотра детей, не проведены родительские собрания. В некоторых школах углубленный медосмотр проведен с большим опозданием. Не во всех школах были оформлены листки здоровья в классных журналах (в Конарской, Богатыревской, Первомайской СОШ).
Ради справедливости необходимо сказать, что многие руководители школ, педагоги понимают всю серьезность данной проблемы. Руководство Цивильской средней общеобразовательной школы № 2 сегодня избирает валеологическую парадигму образования, где рядом с дидактическими целями стоят здоровьесберегающие. Директор данной школы Татьяна Геннадьевна Кузьмина большие усилия прилагает на строительство «Здоровой школы», в которой каждому ребенку должно быть и тепло и уютно. Под ее руководством весь педагогический коллектив успешно работает над реализацией Федерального проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». Несколько месяцев работы над проектом стали мощной платформой для создания условий, способствующих сохранению здоровья детей. В школе работает психолого-педагогическая служба, организована работа спецгруппы по физической культуре. Лекции, анкетирование, беседы, праздники, тренинги, встречи с врачами - все в этой школе направлено на то, чтобы у детей появился культ здорового образа жизни, культ здоровых привычек, чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Чтобы привлечь внимание родителей к проблемам воспитания здорового образа жизни, координационный совет школы провел ряд мероприятий. Вот одно из них: акция «Один день без сигареты». В день акции на предприятиях и улицах города работал агитационный десант, дети раздавали и расклеивали листовки. Прошли классные часы, конкурс рисунков, плакатов, листовок, лекции медработников, выпущен уголок здоровья «Курение или здоровье – выбирайте сами» и т.д.
С 31 мая по 11 июня 2004 года учителя школы Ирина Анатольевна Ешмейкина, Наталья Валентиновна Грачева и ученица 10 класса Сергеева Марина участвовали в «Летней школе» проекта, которая работала в санатории «Васильевский Татарстан». Здесь они расширили свои знания и практические навыки в области обучения здоровью, приобрели опыт формирования школьных команд здоровья, в результате чего в их творческих головах родилось множество интереснейших идей. 24 августа группа учащихся в количестве 10 человек выехала в детский оздоровительный лагерь «Лазурный» для участия в проводимых тренингах «Сверстник - сверстнику, которые, я надеюсь, позволят им в дальнейшем стать активными членами школьной команды здоровья». Думаю, вчерашнее выступление заместителя директора по воспитательной работе Натальи Викторовны Волчковой на секционном занятии заместителей директоров, социальных педагогов, классных руководителей, старших вожатых об опыте участия в реализации проекта «Обучение здоровью в общеобразовательных школах РФ» плодотворно скажется на общем деле, которое нас всех объединяет.
На развитие у школьников потребности к занятиям физической культурой и спортом с целью физического совершенствования, обучению приемам и принципам сохранения здоровья достаточно много внимания уделяется и в некоторых других школах, таких как СОШ п. Опытный, Вурумсютская, Богатыревская СОШ, Кокшакасинская ООШ. В названных школах уроки физической культуры, проводимые Зинаидой Григорьевной Слеповой, Тамарой Георгиевной Вишневской, Ольгой Васильевной Гурьевой, Валерием Георгиевичем Марковым, являются не только динамическими часами, а занятиями, которые призваны воспитать в человеке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить, словом, вести здоровый образ жизни.
На мой взгляд, мероприятия управления образования, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, совершенствование физической культуры и спорта во многом способствуют улучшению работы в учреждениях образования в данном направлении.
В соответствии с приказом Министерства образования Чувашской Республики от 20 октября 2003 года № 549 2003-2004 учебном году в районе проведен месячник физкультурно-оздоровительной деятельности «Приоритет – современному качеству физкультурно-оздоровительной деятельности». В связи с месячником каждое образовательное учреждение разработало конкретную программу мероприятий по активизации физкультурно-массовой работы. В рамках месячника был проведен районный конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой работы по номинациям: «Лучший урок физкультуры», «Лучшее внеклассное мероприятие», «Лучший спортивный зал», «Лучшая спортивная площадка». Мне приятно сегодня сообщить имена победителей данного конкурса. В номинации «Лучший урок физкультуры» I-ое место заняла учительница начальных классов Чурачикской СОШ Эльвира Самуиловна Васильева, II-ое – Тамара Георгиевна Вишневская, учительница физкультуры Вурумсютской СОШ, III-ье место – Николай Алексеевич Сергеев и Владимир Нилович Иванов, учителя физкультуры Игорварской и Тувсинской СОШ. Призерами в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие» стали Зинаида Григорьевна Слепова – учительница физической культуры СОШ п. Опытный (I место), Николай Петрович Александров, учитель физкультуры Тувсинской СОШ (II место), Валерий Георгиевич Марков и Ольга Васильевна Гурьева, учителя Кокшакасинской ООШ и Богатыревской СОШ (III место). Комиссия по организации и проведению конкурса признала, что спортивные площадки и спортивные залы Игорварской, Чурачикской, Тувсинской СОШ, СОШ п. Опытный, Кокшакасинской ООШ являются лучшими. В период месячника в школах района проведен 31 открытый урок с участием руководителей органов местного самоуправления, предприятий, организаций, родителей, 47 внеклассных открытых мероприятий, 23 тематических педагогических совета. Всего в школах района проведено 390 физкультурно-оздоровительных мероприятий (Дни здоровья, «Веселые старты», туристические слеты, соревнования по игровым видам спорта и т.д.), в которых приняло участие более 5 тысяч учащихся, учителей и родителей.
Выше мною перечислены положительные примеры в организации физкультурно-оздоровительной работы. Но… Вот выдержки из характеристики проведенной работы в рамках месячника, составленной комиссией: «Отдельные школы безответственно подошли к проведению месячника. В районном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-массовой работы приняло участие всего 12 школ из 26. В некоторых школах смотр-конкурс выявил ряд проблем. В частности, крайне бедна материальная база по физической культуре в Таушкасинской, Михайловской, Первомайской и некоторых других школах. В отдельных школах (Таушкасинская, Первомайская, Нижнекибексинская, Михайловская, Чиричкасинская ) спортивные уголки содержат устаревшую информацию. Не принимают активного участия в физкультурно-массовых мероприятиях района физкультурные коллективы Михайловской, Нижнекибексинской, Медикасинской, Таушкасинской, Чиршинской, Первостепановской, Первосеменовской, Унгасемской, Визикасинской школ. Действительно, указанные факты имеют место в организации физкультурно-оздоровительной и массовой работы. Надеюсь, мы сообща сумеем качественно решить имеющиеся проблемы в физическом воспитании школьников.
В 2003-2004 учебном году в районе впервые проводилась олимпиада по физической культуре. В общем зачете олимпиады отличились учащиеся Чурачикской СОШ, Цивильской СОШ № 2, Первомайской СОШ, СОШ п. Опытный, Конарской, Игорварской, Тувсинской СОШ, Булдеевской ООШ. Значительное место в спортивной жизни школ имеет Спартакиада, которая проводится по 11 видам спорта. Лучшие результаты в Спартакиаде имеют учащиеся Тувсинской СОШ, Цивильской СОШ № 2, СОШ п. Опытный.
Большую роль в воспитании физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил играют дошкольные учреждения. Надо отметить, что в детских садах района создаются благоприятные условия для всестороннего физического совершенствования детского организма, повышения его активности, широко используются здоровьесберегающие технологии. Педагоги прививают детям навыки здорового образа жизни, учат выполнять различные физические упражнения, проводят Дни здоровья. В ДОУ № 1, № 2, № 3, № 5 г. Цивильска, поселка Опытный, села Рындино функционируют группы для детей со сколиозом и плоскостопием, широко используется целый спектр лечебно-оздоровительных мероприятий: фитотерапия и витаминотерапия, массаж, дыхательная гимнастика, йодно-солевой метод закаливания.
С целью приобщения воспитанников детских садов к активным занятиям физической культурой и спортом в январе-феврале 2004 года прошли игры-соревнования «Малышиада» во всех дошкольных учреждениях района. Данное мероприятие показало, что в детских садах ведется целенаправленная работа по охране здоровья детей, целесообразно используются все известные средства, формы и методы организации физического воспитания детей дошкольного возраста.
Значительные возможности для своевременного решения задач физического воспитания представляет система дополнительного образования. В районе функционируют Центр детского и юношеского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, Школа искусств. При СОШ п. Опытный, Чурачикской, Богатыревской, Тувсинской СОШ, Цивильской СОШ № 1 и № 2, Кокшакасинской ООШ действуют филиалы ДЮСШ. Воспитанники ДЮСШ достойно выступают как за честь района, так и за честь республики. Хочется отметить ребят, успешно занимающихся и достигающих высоких результатов: в лыжных гонках – Магазеев Павел, Егорова Анжела, Арсентьев Евгений, Данилова Татьяна, Семенов Дмитрий, Иванов Алексей; в борьбе самбо – Николаев Евгений, Филиппов Владимир, Сергеев Алексей; в борьбе дзюдо – Сергеев Сергей, Алюков Алексей; в боксе – Марков Шафик, Ремеслов Артем; в легкой атлетике – Гурьев Евгений и Александров Алексей. Достигать спортивных вершин учащимся помогают тренеры - Анатолий Константинович Семенов, Григорий Филиппович Андреев, Николай Владимирович Ремеслов, Валерий Михайлович Новиков, Валерий Ксенофонтович Гурьев, Владимир Нилович Иванов и другие.
Спортивные кружки работают также в Центре детского и юношеского творчества: это спортивное ориентирование, лыжный туризм, пеший туризм, шахматы. ЦДЮТ в прошлом учебном году организовал и провел ряд интересных мероприятий, среди которых – шахматный турнир, соревнования по спортивному ориентированию и лыжному туризму, многодневный туристический поход 1 категории с учащимися в район Заволжья, многодневный водный поход 1 категории сложности по реке Цивиль и Волга, районные соревнования по пешему туризму и спортивному ориентированию, слет инспекторов движения, районный финал юнармейских игр «Зарница» и «Орленок». Команда Цивильского района под руководством Владислава Алексеевича Исаева приняла участие в республиканских соревнованиях по зимнему спортивному ориентированию, где старшая группа заняла 1 место, младшая – 2-ое. На республиканском комплексном слете туристов, экологов, краеведов наши краеведы заняли 2 место, туристы – 2-ое, экологи также – 2-ое (руководители Александр Анатольевич Степанов, Владислав Алексеевич Исаев, Елена Юрьевна и Павел Иванович Бардышевы). Наши ребята также выезжали на финал республиканских соревнований по шахматам в зачет Спартакиады на Кубок Президента ЧР, региональные соревнования «Школа безопасности» в Татарстан, на Первенство Чувашской Республики среди юношей и девушек по дзюдо. На республиканском финале юнармейских игр «Зарница» и «Орленок» район был представлен командами СОШ п. Опытный и Чурачикской СОШ, на слете юных инспекторов движения – командой СОШ п. Опытный.
Признанием того, что в образовательных учреждениях Цивильского района физкультурно-оздоровительной активности учащихся уделяется серьезное внимание стал республиканский семинар директоров школ и начальников управлений образования по проблемам преподавания физической культуры, который был организован на базе Тувсинской СОШ. Кстати, местом проведения такого масштабного мероприятия Тувсинская СОШ выбрана не случайно; она является одной из самых лучших школ по постановке физического воспитания учащихся. Изучение передового опыта школы показывает, что большого успеха педагоги достигают максимально используя различные формы физического воспитания, проводя комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, массовую внеклассную работу. Администрация школы, в свою очередь, умело нацеливает педагогов на достижение конечных результатов учебно-воспитательного процесса, творческое разнообразие, самостоятельный осознанный выбор поэтапности решения задач физического воспитания.
Важным моментом в повышении успеваемости и укрепления здоровья школьников помимо организации физкультурно-оздоровительной работы, о чем мы сегодня много говорили, является организация полноценного и регулярного питания. Усиленный рост, двигательная активность, напряженный умственный и физический труд во время обучения требуют от учащихся значительных энергетических затрат.
Должен отметить, вопросы организации горячего питания школьников находятся на постоянном контроле Управления образования и Федерального государственного учреждения «ЦГСЭН».
На питание детей в детских дошкольных учреждениях в 2004 году выделено 2588939 рублей. Родительские взносы по городским ДДУ составляют 130 рублей в месяц, по сельским – 80 рублей. 3 - х разовое питание при 9 часовом 30 минутном пребывании детей организовано в Богатыревском, Степнотугаевском, Хорамалинском садах, 4-х разовое при 10 часовом 30 минутном пребывании – в остальных 13 дошкольных учреждениях. Городские детские сады продуктами обеспечиваются через частного предпринимателя Розу Ивановну Лазареву (по котировочному перечню продуктов), сельские – через магазин № 5 Цивильского РАЙПО. Практикуется поставка цельного молока или мяса из частных хозяйств, при этом продукты в обязательном порядке подвергаются лабораторному исследованию.
Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных школ составляет 97 %. В 22 школах горячие обеды получают 100 % учащихся. Неполный охват горячим питанием отмечен в Конарской СОШ, Михайловской СОШ, СОШ п. Опытный, в городских школах. Все школы практикуют сбор родительских взносов в размере от 45 до 60 рублей в месяц. На удешевление питания используются средства от продажи овощей, выращенных на подсобных хозяйствах и учебно-опытных участках.
Но нельзя сказать, что в организации питания учащихся нет никаких проблем. По причине несвоевременного перечисления дотационных средств, а также родительских взносов обеденный стол детей зачастую бывает скудным. Были случаи, когда из-за отсутствия молока каши готовились на воде, использовались консервированные продукты (тушенка, рыбные консервы), колбаса низкого качества, окорочка. Не проводится профилактика йоддефицитных состояний в полном объеме. Так, не решен вопрос обеспечения йодированной молочной продукцией ДДУ, школы. Полагаю, эти недостатки в организации питания воспитанников детских садов и учащихся школ в новом учебном году мы сумеем устранить.
Мы хотим видеть наших детей здоровыми, веселыми, довольными. Но что такое счастливое детство? Несомненно, мы можем говорить о детстве счастливом, если с ребенком неразлучны любящие его мать и отец. Но в жизни мы встречаем и обратное. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые проживают в опекунских семьях, на сегодняшний день в районе 116. Но круглых сирот среди них всего 36. Остальные 80 – это так называемые социальные сироты, т.е. родители этих детей лишены или ограничены в родительских правах, или отбывают наказание в местах лишения свободы.
Мы – взрослые и мудрые. Они, дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитные. Мы вовремя должны им протянуть руку помощи. Какие меры сегодня мы предпринимаем для защиты маленького гражданина? Этим детям назначены ежемесячные выплаты на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря. Орган опеки и попечительства осуществляет контроль и наблюдение за условиями жизни детей в опекунских семьях, оказывает опекунам консультационную юридическую, педагогическую и социальную помощь. Эту работу выполняет специалист управления образования по защите прав детства Нилия Фаритовна Салеева, хорошо знающий всю систему работы с брошенными детьми специалист, умеющий предложить свой вариант спасения трудного детства, болеющий за судьбу каждого гражданина.
Детей указанной категории обеспечиваем путевками в летние оздоровительные лагеря, направляем на санаторно-курортное лечение. В школы-интернаты в течение 2003-2004 учебного года всего устроено 12 детей. Конечно, детский дом, несмотря на хорошее материальное обеспечение и квалифицированный уход за детьми, не может заменить домашний очаг, поэтому мы и стараемся отдавать предпочтение семейным формам устройства сирот. Объявленный Правительством Чувашии «Годом семьи» 2003 год стал для нашего района поистине семейным: 23 ребенка, воспитывающихся в интернатных учреждениях, обрели собственную семью. Готовя кандидатов в приемные родители, мы детально ознакамливаемся с условиями их жизни, с характерами и моральными качествами, моральным состоянием, с традициями семьи. Ведь каждая семья уникальна в своем роде, и мы должны быть уверены, что приемному ребенку в новой семье будет комфортно.
К сожалению, пока не удается решить вопрос о предоставлении отдельного жилья для детей-сирот, окончивших учебные заведения и состоящих в льготной очереди на получении социального жилья. Таковых на сегодня 27 человек. Особо нуждающиеся обеспечены койко-местом в общежитиях ПУ № 5 и ЦСХТ. Планируем решить жилищный вопрос детей-сирот хотя бы за счет вторичного освобождающегося жилья.
Управление образования, педагогические коллективы находятся в постоянном поиске способов объединения усилий для решения проблемы преступности, правонарушений, безнадзорности, беспризорности. Иначе мы обречены на продолжение и обострение данной проблемы.
В 2003-2004 учебном году выявлено и поставлено на учет 69 неблагополучных семей, 15 учащихся, регулярно пропускающих учебные занятия, 147 трудновоспитуемых учащихся. В соответствии с требованиями Федерального Закона от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в прошедшем учебном году проверена деятельность администраций и педагогических коллективов по профилактике правонарушений несовершеннолетних 4 школ: Первомайской, Чурачикской, Таушкасинской СОШ, Булдеевской ООШ. Результаты проверок рассмотрены на Совете РУО и приняты меры по устранению выявленных недостатков. На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних рассмотрено 105 материалов: 52 административных, по ст. 5.35. КоАП РФ, 5 – по статье 20.21 и 20.22, 3 – по ст. 6.10, ч.1 КоАП РФ. По согласованию с КДН из Первомайской СОШ исключен 1 учащийся, достигший 15-летнего возраста. На основании заявления опекуна и самого несовершеннолетнего, трудоустроен в СХПК «Знамя». С 15 июня по 5 июля 2004 года 8 несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле, КДН, ПДН, отдохнули в военно-спортивном лагере «Суворовская школа». Члены КДН совместно с инспекторами ПДН, специалистами городской администрации, психологами отделения психолого-педагогической помощи семье и детям «Комплексный центр социального обслуживания населения», специалистами сельских администраций, врачом-педиатром ЦРБ регулярно посещают семьи, находящиеся в социально-опасном положении, изучают жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. Ими проведено 35 целевых рейдов: антиалкогольных – 13, по выявлению неблагополучных семей – 11, по местам массового скопления молодежи – 11. В целях повышения эффективности работы, направленной на предупреждение правонарушений, наркомании среди учащихся в школах района проводятся месячники правовых знаний, акции «Молодежь против наркотиков». Особое внимание в районном управлении образования обращалось на обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах и детей из «группы социального риска». В 22 школах района действовали летние оздоровительные лагеря труда и отдыха с общим охватом 1760 школьников, в их числе 153 несовершеннолетних из «группы риска». 68 детей отдохнули по путевкам социальной защиты населения.
Говоря о той положительной работе, которую мы проводим, хочу подчеркнуть о необходимости продолжения профилактической работы по предупреждению правонарушений – тактической и стратегической. В профилактике нам необходимо использовать все эффективные методы. Надо поддерживать увлечения ребенка: хочет заниматься борьбой, пусть будет борьба, хочет футболом – пусть будет футбол. Считаю, телевизор ребенок должен смотреть строго регламентированно. Смотреть надо выборочно – только то, что познавательно. Ведь не секрет, в условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и другие, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность. Воспитание вне культуры потребления – вот что важно. Нам, и педагогам, и родителям, надо поддерживать хорошие отношения с подростками, чтобы видеть, чем они интересуются и что с ними происходит… Кроме увлечений, полезных для тела, ребенку нужны нормальные мировоззренческие принципы.
Патриотизм – это стержень духовно-нравственного воспитания. Опорной базой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является юнармейское движение. Формы работы разнообразны: соревнования, конкурсы, эстафеты, слеты, смотры, игры и т.д. В нашем районе сохранены лучшие традиции в проведении военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Движение учащихся «Школа безопасности» также способствует подготовке школьников к службе в армии, прививает им любовь к Отчизне и чувство уважения к боевым и трудовым традициям нашего народа. Важное место в системе воспитательной деятельности образовательных учреждений занимают школьные музеи, их у нас в районе ________. В СОШ п. Опытный, Цивильской СОШ № 2, Игорварской СОШ, Цивильской СОШ № 1, Богатыревской, Конарской СОШ и некоторых других используются многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с знаменитыми людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Большая работа в школах проведена по подготовке и проведению празднования 59-ой годовщины Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Учащиеся школ активно привлекались к приведению в порядок территорий обелисков. В Поваркасинской СОШ на территории обелиска силами учащихся посажено 450 деревьев, в Тувсинской СОШ – 600, в Таушкасинской СОШ – 200. Учащиеся Цивильской СОШ № 2 собрали посылки по просьбе Комитета солдатских матерей и отправили военнослужащим.
Неоценимую помощь в организации краеведческой работы в школах оказывает ветеран педагогического труда, известный краевед не только в районе, но и в республике, Илья Михайлович Михайлов. Хочу выразить ему слова благодарности за помощь в воспитании в детях нравственных качеств, формировании патриотических чувств у школьников. Его взгляды, активная жизненная позиция – сильнодействующий фактор воспитания.
В решении непростой задачи нравственного воспитания подрастающего поколения большую роль играют детские общественные организации. С моей точки зрения, именно в детской организации между детьми формируются отношения, которые связаны прежде всего с товарищеской солидарностью, умением действовать сообща и доставлять людям радость, потребностью передавать свои знания и умения другим, учиться у других. Общая численность детей и подростков в районной организации СМИД (Союз мальчишек и девчонок) составляет 3644. Плодотворно и с большой результативностью работают следующие детские организации: «Сентти», «Чипер ача», «Яш-к.р.м» (по трем возрастным группам) Игорварской СОШ, «Радуга» Конарской СОШ, «Алые паруса» Кокшакасинской ООШ, «Шурё лили» Вурумсютской СОШ и некоторые другие.
В формировании личности школьника очевидно неоценимое значение национальных традиций, культуры чувашского народа. Это помогает воспитать патриотов Родины, граждан правового демократического государства, уважающих свой край, язык и обладающих высокой культурой. В прошедшем учебном году учащиеся района впервые участвовали во Всероссийской игре-конкурсе «Чувашская ласточка». Результаты нас радуют. Учащиеся 6 класса Кокшакасинской ООШ Григорьева Наталья в это конкурсе заняла I место, ученик 8 класса этой же школы Захаров Радислав и Сергеев Александр заняли 5-8, 9-10 места, ученица 7 класса Поваркасинской СОШ Аверьянова Галина – 3-5 место.
Все мы радуемся успехам учащихся и учителей на районных и республиканских олимпиадах и научно-практической конференции. В последние годы, как результат планомерной работы администраций школ, наблюдается устойчивая тенденция роста активности школьников в предметных олимпиадах. Общее число участников районных олимпиад из сельских школ в 2004 году составило 637 учащихся, а городских – 237. Из 254 призеров 111 человек представляли городские школы, а остальные 143 – сельские. По сравнению с прошлым годом в 2004 году в 3 раза увеличилось число участников республиканских олимпиад. Результаты таковы:
Иванова Катя (Цивильская СОШ № 1) – 3 место по экологии;
Сергеева Марина (Цивильская СОШ № 2) – 1 место по русскому языку, 2 место по русской литературе, 2 место по чувашскому языку, 6 место на Всероссийской олимпиаде по русскому языку;
Ядрова Ксения (Цивильская СОШ № 2) – 3 место по основам правовых знаний;
Силантьева Ксения (Цивильская СОШ № 2) – 2 место по краеведению;
Башмакова Ирма (СОШ п. Опытный) – 3 место по чувашскому языку;
Павлов Никита (СОШ п. Опытный) – 1 место в интеллектуальной игре по литературе;
Команда СОШ п. Опытный – 1 место в интеллектуальной игре младших школьников;
Сборная команда района (Цивильская СОШ № 2, СОШ п. Опытный) – 3 место по программированию;
Корсакова Наташа (Цивильская СОШ № 2) – 1 место во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок».
Следует отметить, что хорошие результаты дают Цивильская СОШ № 2, СОШ п. Опытный, Цивильская СОШ № 1, Чурачикская, Первомайская СОШ, Кокшакасинская и Первостепановская ООШ. Мало участников из Визикасинской, Медикасинской, Таушкасинской СОШ. Унгасемская ООШ не участвовала ни в одной олимпиаде.
Созданная система работы по выявлению и развитию способных и одаренных детей через олимпиады, конференции, турниры помогает усилению практической направленности образования, дифференциации обучения, индивидуализации учебного процесса, формированию у учащихся стремления к самообразованию.
Результаты участия в интеллектуальных соревнованиях во многом предопределяют и результаты итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ.
В 2003-2004 учебном году функционировало 18 средних, 6 основных и 2 начальные общеобразовательные школы с охватом 4941 учащийся. По итогам года на повторный курс обучения оставлены 42 ученика (0,8 %) и 7 исключены в течение учебного года за нарушение Устава школы (0,1 %). Из 680 выпускников 9-ых классов успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию 677 (99,6 %), из них получили документ особого образца 33 (4,9 %). Документы о получении среднего (полного) общего образования вручены 432 выпускникам из 433 (99,8 %), 33 выпускника (7,6 %) за отличные успехи в учении награждены золотыми и серебряными медалями (17 золотых и 16 серебряных), в их числе – 15 выпускников СОШ п.Опытный, 12 выпускников Цивильской СОШ № 2, 3 выпускника Первомайской СОШ, 2 выпускника Цивильской СОШ № 1, 1 выпускница Поваркасинской СОШ.
В 2004 году ЕГЭ проводился по 12 общеобразовательным предметам. В целом, организационная подготовка и проведение ЕГЭ в районе прошли на должном уровне. Каковы же результаты ЕГЭ у нас в районе? Экзамен по математике выпускники сдавали в трех базовых школах (Цивильская СОШ № 1, Цивильская СОШ № 2 и СОШ п. Опытный). К сожалению, результаты ЕГЭ по данному предмету нас опять не порадовали. Число «2» возросло по сравнению с прошлым годом на 4% (2003г. – 11%, 2004г. – 15%), в то же время по республике число выпускников, сдавших ЕГЭ по математике на «2» составляет 8,55%. На «5» справились с заданиями 10,6% выпускников (по республике – 15,3%). В целом качество знаний выпускников по математике по результатам ЕГЭ составило 45,2% (по республике – 61,3%). Хорошие результаты показали учащиеся СОШ п. Опытный, Вурумсютской, Цивильской СОШ № 2, Поваркасинской, Богатыревской, Чурачикской, Визикасинской СОШ. В то же время слабые знания по результатам ЕГЭ показали учащиеся Медикасинской, Игорварской, Тувсинской, Цивильской СОШ № 1, Чиричкасинской, Таушкасинской и некоторых других школ.
Вызывают тревогу и результаты ЕГЭ по русскому языку. Значительно увеличилось по сравнению с 2003 годом число «2» (2003 год – 5,1%, 2004г. – 17,3%), по республике этот рост значительно меньше (2003г. – 3%, 2004г. – 8,35%), число отличных оценок возросло незначительно (2003г. – 11,5%, 2004г. – 12,5%), но не превышает республиканский уровень (12,54%). В целом качество знаний выпускников по результатам ЕГЭ по русскому языку составило 48,8%, когда по республике – 53,7%. Хорошие знания на ЕГЭ по русскому языку показали выпускники СОШ п. Опытный, Чурачикской, Конарской СОШ, Цивильской СОШ № 2. К сожалению, в СОШ № 2 не все выпускные классы были подготовлены к ЕГЭ должным образом и в результате 22% выпускников получили на ЕГЭ «2». Крайне низкие результаты у выпускников Медикасинской СОШ (80% написали на «2», «4» и «5» нет). Не отличились глубокими знаниями предмета и учащиеся Чиршинской, Чиричкасинской, Михайловской, Богатыревской, Малоянгорчинской и ряда других школ. В то же время порадовала нас филологическими способностями выпускница СОШ п. Опытный Комиссарова Марина, набравшая на ЕГЭ по русскому языку 100 баллов из 100 возможных (учитель Семенова Надежда Константиновна). По республике таких выпускников всего 8: 3 – по математике, 3 – по русскому языку и 2 - по химии. Там, где учителя-профессионалы своего дела в течение всего учебного года кропотливо работали с учащимися по обработке КиМов – результат дал о себе знать.
Анализ итогов сдачи ЕГЭ по таким основным предметам как математика и русский язык, конечно, будет проведен на педагогических советах и поможет выявить реальную причину невысоких результатов у значительной части выпускников, наметить реальные пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся по данным предметам. Пока же по результатам ЕГЭ по математике наш район на III-ем месте снизу среди других районов республики, по русскому языку – на 15-ом (золотая середина).
Возросло количество учащихся, сдающих предметы по выбору в форме ЕГЭ: 64 человека сдавали по обществознанию, 30 – по биологии, 18 – по истории, 11 – по химии, 39 – по физике, 2 – по географии, 6 – по иностранному языку. Неплохие знания наши выпускники показали по обществознанию, истории, иностранному языку, биологии, чуть ниже результаты по химии, физике и географии.
Таковы краткие итоги ЕГЭ в районе. Эксперимент по ЕГЭ дает большие шансы для поступления в ВУЗы наиболее талантливой, одаренной части молодежи. Если в 2002 году студентами ВУЗов стали 34 % выпускников школ района, то уже в 2003 году - 39,8 %. По предварительным данным в ВУЗы поступило около 50 % выпускников 2004 года (Михайловская СОШ 86 %, Цивильская СОШ № 2 – 72 %, СОШ п. Опытный 67 %, Первомайская СОШ -56 %, Чурачикская СОШ – 52 %, Вурумсютская СОШ – 50 %, Цивильская СОШ № 1 – 47 % и т.д.)
Хорошие результаты поступления в высшие учебные заведения дают именно те школы, чьи выпускники ежегодно успешно сдают экзамены в режиме ЕГЭ. Например, за 2001-2003г.г. в ВУЗы поступило 71% выпускников СОШ п. Опытный, 49,7% выпускников Цивильской СОШ № 2, 45,3% выпускников Первомайской СОШ, 34,3% Цивильской СОШ № 1, 35,8 Конарской СОШ, 28% Поваркасинской СОШ.
В то же время число выпускников, поступивших в ВУЗы в 2001-2003г.г. не превышает в Чиричкасинской СОШ – 2%, в Медикасинской СОШ – 14%, в Таушкасинской – 15% и т.д., что непосредственно связано с результатами ЕГЭ в данных школах.
Есть над чем задуматься. Мы обязаны дать детям качественное образование. Причем, образование не только как сумму знаний, но и социализацию ученика в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти качества реализовать, отстоять, защищать.
Главную роль в повышении качества образования, усиления воспитательной направленности образовательного процесса играет педагогический корпус. Все мы понимаем, что именно люди, работающие в системе образования, являются основным ресурсом его развития. Учитель – фигура в обществе, имеющая колоссальное значение. Именно он формирует знания, взгляды и моральные принципы подрастающего поколения. И формирует их по своему образу и подобию. От того, каков наш учительский корпус сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества и каково будет нашему поколению в нем.
В 2003-2004 учебном году наше внимание было направлено на развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, поддержку инновационной деятельности педагогов. Методическим кабинетом РУО за прошлый учебный год организовано 23 районных методических объединения, 7 – межшкольных. В течение учебного года были организованы выездные семинары – учителей культуры родного края в Шихазанскую среднюю школу, учителей английского языка – в гимназию № 4 г. Чебоксары.
Необходимо отметить инициативность и добросовестную работу на протяжении ряда лет руководителей РМО биологии, химии (Краснова Светлана Анатольевна), КРК (Васильева Любовь Егоровна), информатики (Ефимова Татьяна Анатольевна), чувашского языка и литературы (Колесникова Светлана Николаевна), технологии (Цветкова Людмила Михайловна), географии (Васильева Зинаида Клементьевна), ИЗО, черчения, труда (Егоров Владимир Васильевич), русского языка и литературы (Зуева Людмила Александровна), мастеров производственного обучения (Фадеев Владилен Викторович). На базе Цивильской СОШ № 1 проведен республиканский семинар творчески работающих учителей русского языка и литературы, где учитель Финчурина Елена Борисовна показала фрагмент урока с использованием компьютера. Проведено 2 семинара с приглашением кандидатов филологических наук Веры Николаевны Никифоровой и Галины Алексеевны Ермаковой. По графику работали постоянно действующие семинары директоров и заместителей директоров. Непрерывное образование педагогов осуществляется и в Чувашском республиканском институте образования. Наблюдается тенденция роста курсовой подготовки педагогов. В 2003-2004 учебном году курсы повышения квалификации прошли более 100 педагогов. Традиционным и особо значимым является конкурс «Учитель года». В этом году в 6 кустовых конкурсах участвовало 25 педагогов. Победителем стал учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе Сергей Федорович Беккер, который представил учителей района на республиканском конкурсе «Учитель года Чувашии-2004». Провели смотр-конкурс на лучший методический кабинет. В нем приняли участие 9 методических кабинетов из 8 общеобразовательных учреждений. Определены победители: 1 место – Светлана Владимировна Пыренкова и Клавдия Ивановна Григорьева (СОШ п. Опытный), 2 место – Людмила Михайловна Федорова (Первомайская СОШ), 3 место – Людмила Феоктистовна Иванова (Цивильская СОШ № 2). С целью выявления творчески работающих руководителей образовательных учреждений, имеющих высокий профессиональный рейтинг, формирования позитивного социального и профессионального имиджа руководителя, распространения успешного опыта управленческой деятельности, организован конкурс «Лидер в образовании». Из 6 участников победителем стала Галина Георгиевна Фадеева.
Учитель заслуживает уважения и доверия. Несмотря ни на что, российский учитель пронес через десятилетия лучшие качества человека и продолжает «сердце отдавать детям». Но престиж его профессии должен зависеть не столько от способности к самопожертвованию, сколько от отношения к нему общества, государства.
Не за горами новый учебный год. Еще несколько дней, и школы района распахнут двери своим питомцам. В начале своего доклада я подчеркнул о необходимости создания комфортных условий для ребенка, чтобы он не чувствовал себя неуютно, что противопоказано детскому самоощущению. Все ли продумано, все ли готово в школах к приему детей? В каком состоянии находятся жизненно важные для школы сооружения: система отопления, освещение, водо-канализационные сооружения, подъездные пути, телефон, благоустройство территории, завезены ли учебники и пособия?
С 20 по 29 июля 2004 года все школы обследованы комиссией в соответствии с Распоряжением Главы администрации Цивильского района за № 164-р от 06.07.2004года. Неплохо подготовились к учебному году педагогические коллективы Цивильской СОШ № 1, Цивильской СОШ № 2, СОШ п. Опытный, Чиричкасинской, Тувсинской, Поваркасинской СОШ, Кокшакасинской, Первосеменовской, Нижнекибексинской ООШ. В этих школах проведен качественный косметический ремонт, учебные классы полностью подготовлены к приему детей. СОШ п. Опытный участвовала в Проекте реформы системы образования и заняла I место и в награждение получила новую типовую мебель на сумму 237 тыс. рублей. В школьную мастерскую поступили деревообрабатывающие станки, комплекты инструментов на сумму 84 тыс. рублей. К 1 сентября 2004 года коллектив школы ждет поступления компьютеров на сумму 700 тыс. рублей, а также спортивное оборудование. Хорошо оборудованные игровые участки, зону отдыха имеют Поваркасинская СОШ, Кокшакасинская ООШ. Серьезно отнеслись к подготовке площадок, спортивного оборудования в Первомайской СОШ, Первосеменовской, Кокшакасинской ООШ. В Визикасинской СОШ приобретено новое электрооборудование для пищеблока. Все школы обеспечены холодильным оборудованием, моющими и дезинфицирующими средствами, кухонным инвентарем. В настоящее время идут подготовительные работы по переводу школьных котельных на газовое отопление в Поваркасинской, Михайловской и Конарской СОШ. Обеспеченность топливом составляет 50 %. В Цивильской СОШ № 1, Тувсинской, Первомайской СОШ, Малоянгорчинской СОШ, Цивильской школе-интернате № 2, СОШ п. Опытный продолжаются ремонтные работы кровли.
Но есть и недостатки. Пренебрежительное отношение администрации к подготовке школы к новому учебному году отмечено в Малоянгорчинской СОШ. На день проверки в школе не был подготовлен пищеблок (не присоединены моечные ванны в овощном цехе), отсутствовало освещение в спортивном зале, территория школы и пришкольный учебно-опытный участок заросли травой, внутренние и надворные туалеты не отремонтированы. В ряде школ района по-прежнему не проведена замена перегоревших ламп, не функционируют вытяжные шкафы в кабинетах химии, недооборудованы рабочие места в компьютерных классах, не выполняются требования по подготовке медицинских кабинетов. Многие школы нуждаются в приобретении новой мебели, замене классных досок. Как видите, проблем много. Но они выполнимы. Выполнимы при условии, если в школе волевой, мыслящий, энергичный руководитель, целеустремленные учителя. Как, например, в СОШ п. Опытный, Цивильской СОШ № 2, Кокшакасинской ООШ, где многое нас радует: оформление вестибюля, вежливость учеников, благожелательная предупредительность учителей и отменные уроки, прекрасное оборудование кабинетов, а главное, ощущается жизнерадостность во всей атмосфере школьной жизни.
Очень хочется верить, что точки соприкосновения, то есть достичь взаимопонимания в вопросах обучения и воспитания можно: достаточно объединиться. Имея одну цель, коллеги, педагоги, воспитатели, родители, мы можем поделиться друг с другом накопленным опытом, решать насущные вопросы нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни.
Завершая свое выступление, хочу назвать те основные задачи, которые нам предстоит решать в нелегкой работе по воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это:
- повышение качества знаний учащихся;
- стабилизация и повышение уровня воспитанности детей и подростков, интеллектуальных способностей;
- максимальный охват досуговой деятельностью детей «группы риска»;
- рост занятости учащихся в кружках и секциях школ и учреждений дополнительного образования;
- повышение уровня физической подготовки и работоспособности учащихся;
- снижение числа простудных, инфекционных и других заболеваний, пропусков уроков по болезни;
- совершенствование героико-патриотического, художественно-эстетического и других направлений воспитательной деятельности.
Разрешите мне еще раз поздравить вас с наступающим новым учебным годом и пожелать творческого вдохновения,
новых идей, любви к детям, к своему благородному трудному делу.
Удачи, счастья, крепкого здоровья всем!!!