Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Вспоминаю военные годы

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://zivil.cap.ru/

"Цивильский вестник", 8 мая 2009 год

Мария Сергеева, д.Ситчараки

Когда-то Красногорская семилетняя школа виднелась издалека. Теперь ее нет. Вот знакомая тропинка, овраг, одинокие ветлы, дальше поле, за ним опять овраг. Глядя на все это, такое родное и памятное, я поняла, как много значит в жизни человека все, что связано с детством. И этот пруд на месте целебного источника “Чашлама”, из которого мы каждый день пили воду и никогда не болели ни гриппом, ни ангиной, и эта гора, которую называют красной потому, что ее наклонная поверхность покрыта красной глиной.

Школа эта казалась мне самой красивой и особенно высокой, потому что стояла на горе. За долгие годы разрослись деревья, посаженные нами, учениками и учителями, еще выше поднялись мои любимые березы.

В те далекие годы единственной радостью для нас были школьные занятия. Именно в школе мы теснее сблизились и сдружились. По утрам, как только поднимались с постелей, начинали ждать, когда появятся ребята с дальней улицы, которая называлась Йёлёмкас. Нам надо было перейти три оврага. Первый овраг почти отвесный, обрывистый. Как только выйдешь из д. Ситчараки, спускаешься по крутизне и взбираешься на противоположный склон, потом продолжаешь путь полем. Второй овраг с пологим спуском, после небольшого подъема идешь низиной к речке, перейдя ее, поднимаешься на гору. Там стоит деревянный дом, обшитый тесом. Это наша школа.

Вот мы и в школе. Прошли темный коридор, вошли в класс, почти на ощупь нашли свои места, сели. “Зачем же рано мы приходили в школу?” - спросила я недавно у своей одноклассницы. “Мы же не знали времени, у нас и часов не было”, - сказала Валентина.

Это было зимой, когда поздно светало. Пришли технички, затопили печи. Принесли керосиновую лампу. Вошла в класс Екатерина Петровна с “Комсомольской правдой”, поздоровалась, села за стол. Лампа освещала только стол, а весь класс  в полутьме.

- Сегодня мы узнам, как истинно и глубоко в человеке стремление спасать другого, - мягко улыбаясь, начинает учительница истории.

- Как бы ты повел себя в жизни, читатель, если у тебя орлиное сердце, преисполненное отваги, дерзости, жажды подвига, но сам ты еще мал, бегаешь босиком, на ногах у тебя цыпки, и во всем, решительно во всем, к чему рвется твоя душа, человечество еще не поняло тебя?

Это отрывок из “Молодой гвардии” А. Фадеева. Наша любимая учительница до начала уроков знакомит нас с комсольцами Краснодона по отрывкам, которые печатались в те годы в “Комсомольской правде”. Это были тяжелые времена, требующие больших усилий, когда не было ни радио, ни телевидения, не было у нас ни газа, ни электричества.

Я помню всех наших учителей Красногорской семилетней школы, очень признательна за оказанные ими добро и внимание. С глубоким почтением вспоминаю Василису Макаровну, преподавателя родного языка, Лидию Михайловну, учительницу математики и немецкого языка, единственного мужчину в школе Виктора Гавриловича, преподавателя физкультуры из д. Янзакасы, Рону Григорьевну, учительницу географии, директора школы Зою Титовну. Рона Григорьевна считала, что дети должны видеть своего педагога  и в горе, и в радости, чтобы они почувствовали близость учителя. Вот наша учительница входит в класс на урок. С ней человек в военной форме, с погонами. Этот фронтовик, прибывший в отпуск после ранения, - муж Роны Григорьевны Александр Александрович Александров. Мы еще ничего не знали о сожженных дотла селах и разрушенных городах. Мы не знали о виселицах, пытках и муках. Мы еще очень многого не знали. Мы привыкли уважать человеческое в человеке, любить людей и видеть в них хорошее отношение к близким. Молча слушали, не говорили ни слова, точно боялись расплескать огромное чувство, которое переполняло нас в ту минуту. Александр Александрович помог нам до конца понять и почувствовать как огромна опасность, нависшая над нашей Родиной, и как отразить ее, помог по-новому ощутить нашу силу - всю мощь свободолюбивого и единого народа.

Какие чувства, какие стремления посеял в наших сердцах Аркадий Эсхель, писатель, поэт, журналист, наша гордость, уроженец д. Янзакасы, посетивший нас! Как сейчас помню, спросил он: “Что сейчас самое главное?”. Мы стали ждать. Мы думали, он скажет: воевать! И вдруг он говорит: “Учиться! Самое главное - учиться”.

Мы охотно шли в школу, все, что говорили учителя - все, до мелочей, было для нас важно и полно значения. Я с удовольствием вспоминаю все дни и все часы, проведенные в школе, удерживаю в памяти каждую похвалу и ласковое слово, которые делали нас счастливыми. Мы не слышали, чтобы наши учителя читали нам нотации, чтоб подолгу выговаривали. Нет, они воспитывали своим поведением, своим отношением к работе, всем своим обликом. И я поняла, что это и есть лучшее воспитание. Воспитание оно в каждой мелочи, в каждом твоем поступке, взгляде, слове. Все воспитывает: и то, как ты работаешь, как разговариваешь с друзьями и недругами, каков ты в горе и радости.

Нас учили любить труд, ценить все прекрасное, что создано всеми народами земли. Я, как и собиралась, стала учительницей и преподавала в родной, близкой сердцу Красногорской школе вплоть до ее закрытия.


   Охрана труда в Чувашской Республике          

Система управления контентом
429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Маяковского, д.12
Телефон: 8(83545) 21-2-15
Факс: 8(83545) 21-3-63
E-Mail: zivil@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика