Добрый день уважаемые коллеги!
Как известно дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы. Детский сад создается обществом для выполнения конкретного социального заказа. Сегодня перед дошкольными учреждениями не стоит вопрос «быть или не быть», сегодня актуализировались вопросы качества дошкольного образования и в целом вопросы управления качеством вариативной системы дошкольного образования республики.
Новое осмысление приоритетов в сфере дошкольного образования поставило ряд проблем, среди которых особое место занимает вопрос о технологии инновационного проектирования в дошкольном учреждении как необходимом условии управления качеством дошкольного образования.
В настоящее время назрела настоящая необходимость использования технологии инновационного проектирования, без неё невозможно развитие вариативной системы дошкольного образования.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в Цивильском районе осуществляет 13 дошкольных образовательных учреждений и 6 групп при 5 общеобразовательных школах.
Таким образом, 64 % детей охвачены разными формами дошкольного образования.
Расширение охвата детей дошкольным образованием относится к числу безусловных приоритетов в районе.
Качественным показателем функционирующей в Цивильском районе системы дошкольного образования является 64% охват детей дошкольными услугами. Посещаемость детьми дошкольных учреждений, за четыре года возросла на 9%.В 2004 году - 55%, 2007 год - 64%, когда как республиканский показатель по сельской местности составляет 44%.
В районе принята действенная муниципальная Программа развития дошкольного образования до 2009 года, целью, которой является максимально обеспечить население детскими садами и ясельными группами.
Кто-то из детей не посещает детский сад из-за отдаленности детского сада от места проживания, а у кого-то эту функцию замещают бабушки и дедушки, или же сами мамы и папы. Что же предприняли мы?
На сегодняшний день мы наметили следующие пути решения проблемы, и мне хотелось бы остановиться на трех ключевых позициях:
1.Открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах. Мы открываем группы полного дня 10,5 часов при общеобразовательных школах, На сегодня в 5 школах открыты 6 групп в перспективе в 2009 году открыть еще 2 .
2. Организация консультационных пунктов для детей и родителей.
Распоряжением главы администрации открыто 7 консультационных пунктов для оказания образовательных услуг семьям, проживающим в отдаленных деревнях- их посещает 45 детей.Консультационные пункты функционируют на базе фельдшерских пунктов и сельских библиотек. Они созданы с целью оказания всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет ,не посещающих дошкольные учреждения и обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
3. В рамках национального проекта «Образование» на школьных автобусах организован подвоз детей в дошкольные учреждения из отдаленных деревень. На сегодняшний день в 5 дошкольных учреждениях подвозятся 34 ребенка из 6 сел , пусть это небольшое количество детей, но на сегодняшний день это для нас актуально и важно.
Показатели за последние три года:
1.Увеличился охват детей дошкольными услугами на 9%;
2. В целях оказания своевременной коррекционной помощи детям, имеющим недостатки в физическом, психическом развитии, открыты коррекционные группы:
- на базе дошкольного учреждения «Солнышко» с. Чурачики -1 группа для детей с нарушениями речи;
- на базе дошкольного учреждения «Елочка» п. Опытный - группа для детей с туберкулезной интоксикацией;
3. На базе сельских детских садов открываются круглосуточные группы (5 по району);
4. Сохранен размер родительской платы на социально-приемлемом уровне. Несмотря на увеличение численности детей в муниципальных
ДОУ, родительская плата остается относительно стабильной (320 в сельской местности, 400 руб.- в городе), что было связано с увеличением расходов на содержание ребенка в детском саду.
С 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года «О порядке и условиях предоставления выплаты компенсации части родительской платы за содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»введена компенсация в части родительской платы за детский сад. Значит каждый родитель может получить компенсацию части родительской платы за детский сад за 1 ребенка-20%. Если 2 ребенка –50%,3 и последующих –70%.Средний размер компенсации части родительской плат за содержание ребенка в детском саду по району составляет 63 руб.
В дошкольных учреждениях района организовано сбалансированное питание детей. В меню включаются кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Стоимость питания 2000-2001 учебном году составило 12 рублей, в 2006-2007 учебном году -28 рублей, в 2007-2008 уч.г. - 41,50 руб.
Так же в районе оказывается поддержка детям из малообеспеченных семей. 105 семей пользуются 50% льготами при оплате за услуги детского сада и детям оставшимся без попечения родителей.
Еще одним значительным достижением системы дошкольного образования Цивильского района является высокий охват детей 5-6 лет, разными формами дошкольного образования Он составляет 98,6%,когда как республиканский показатель 85% В 2008-2009 учебном году мы поставили задачу 100% обеспечения детей 5-6 лет дошкольным образованием.
Все ДОУ реализуют комплексные программы нового поколения и ряд парциальных программ, которые обеспечивают преемственность и непрерывность образовательного процесса, развитие воспитанников, способствуют коррекции отклонений в физическом и психическом развитии. Ведется педагогическая диагностика и учет индивидуальных достижений отдельных детей при планировании педагогического процесса, разработаны маршруты индивидуальной коррекции воспитанников.
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи мы выделили основные аспекты в работе, которые должны, на наш взгляд, удовлетворить существующие запросы населения.
Заявленная в послании Президента Российской Федерации задача развития дошкольного образования чрезвычайно важна для общества здесь комментарии излишни. Сегодня, когда молодые семьи покупают жилье по программе «Молодая семья», происходит отток молодежи из села в город. В связи с этим заполненность дошкольных учреждений в сельской местности составляет лишь 75 %, а городские сады перегружены (132%).Здесь вытекает и проблема очередности в дошкольные учреждения.
На 1 августа 2008 года очередность в городе составляет 340 детей (в возрасте от рождения до 3 лет). В сельской местности очередность незначительная 15-20 детей (от рождения до 1,5 лет).
Не могу не сказать об удачах и достижениях в системе дошкольного образования нашего района в 2007-2008 учебном году. Это проведенный семинар специалистов дошкольного образования республики. Который по словам заместителя министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Светланы Владимировны Петровой оценен на высоком уровне. Это и победа дошкольного образовательного учреждения «Родничок» г.Цивильска в конкурсе Грантов президента Чувашской Республики.
Сегодня перед нами стоят большие задачи и перспективы это :
· повышение качества дошкольного образования за счет модернизации технологий дошкольного образования; совершенствование форм и методов работы по развитию речи детей дошкольного возраста, а также работы с детьми с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья);
· Открытие интегрированных групп (мы хотим создать равные стартовые возможности и детям с особенностями в развитии, установление между ними равных партнерских отношений;
· Дистанционное обучение на дому посредствам Интернет, где родители могут получить задания или консультацию того или иного специалиста;
· Создание модели семейного воспитания на основе гувернерства и волонтерства родителей.