Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка села Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской АССР).
Федор (Хведкж, как его звали в детстве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любознательный и восприимчивый, мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 года он был принят сразу в среднее отделение Богатыревского земского училища.
Любовь к музыке и песне пробудилась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен. Мальчиком-подростком Федор любил слушать старинные обрядовые песни. Еще более привлекали его весенние молодежные игры и хороводы. Там звучали такие популярные песни, как "0лту", "Сил ути", "Пирён урам анаталла", в последствии использованные Павловым в своем творчестве. Много ярких, живых впечатлений оставалось после свадеб.
Безусловно, что насыщенный музыкой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетический кругозор будущего композитора, укреплял в нем любовь и уважение к народному творчеству. Музыкальные способности мальчика ярко проявились и в начальной школе. Однажды он даже заменил не пришедшего на службу регента.
В годы первой русской революции Федор Павлов учится в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Занимаясь по всем предметам весьма прилежно, он и здесь отдает предпочтение музыке. Современники отмечают, что наряду с этим Павлов обнаружил большой интерес к литературе и драматургии.
Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше. В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаждущих знаний чувашских юношей и девушек. Павлов поступил в эту школу.
Симбирская чувашская школа, в которой Павлов учился с сентября 1907 год по май 1911 год, являлась в то же время своеобразной лабораторией, где зарождались чувашская литература и чувашское профессиональное музыкальное искусство.
На большой высоте находилось здесь музыкальное обучение и воспитание учащихся. Школа стремилась к тому, чтобы каждый ученик не только сам умел петь и разбираться в нотах, но и научился руководить хором. Кроме того ученики обучались игре на различных музыкальных инструментах. Интересно привести здесь отзыв о выступлении хора школы в зале Симбирского дворянского собрания 19(31) января 1909 г. "Смешанный хор, состоявший из 60 участников обоего пола, отличался поразительной стройностью исполнения, показавшей, что на дело обучения хоровому пению в школе обращено серьезное внимание".
В Симбирской школе Федор Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. С годами любовь к музыке росла, и прежнее любительское отношение к ней постепенно приобретало творческий характер. Симбирская школа проводила большую работу по сбору чувашского фольклора - сказок, поговорок, пословиц, песен и т. д. В этой работе активное участие принимал и Павлов; В 1908 и 1912 гг. школой были изданы два сборника под названием 'Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним". В последний сборник вошли некоторые песни, записанные Павловым в с. Богатыреве в период 1907-1909 гг. Усердно занимаясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литературе. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках.
В мае 1911 г. совет Симбирской чувашской школы присвоил Павлову звание учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отношении, его оставляют в школе на преподавательскую работу, к которой он приступил 1 августа 1911 г. Назначение на эту должность было связано с желанием И. Я. Яковлева иметь при школе подготовленные кадры для собирания и изучения музыкального фольклора и создания основ чувашской профессиональной музыкальной культуры. С этой же целью на педагогическую работу в Симбирской школе были оставлены ее же воспитанники - будущие композиторы С. М. Максимов и Г. Г. Лисков, певица К. Н. Эсливанова и др. Под руководством опытных музыкантов эти лица, а вместе с ними и Павлов, прошли специальную музыкальную подготовку.
В должности преподавателя Симбирской школы Павлов пробыл до сентября 1913 г. Годы 1911-1913 можно считать началом композиторской деятельности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он приступает к их обработке. Появляются и первые оригинальные сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической Музыки: "Чук" (Моление чуваш) и "Вайа" (Хоровод). К сожалению, ряд сочинений этого периода остался неизданным, а некоторые из них не обнаружены до сих пор.
Знаменательным событием этого времени нужно считать постановку в Симбирской чувашской школе отдельных сцен из оперы М. Глинки "Иван Сусанин", осуществленную силами воспитанников и преподавателей в феврале 1913 года. Главные партии исполняли Ф. Павлов (Сусанин). К. Эсливанова (Антонида), В.Дубровин (Собинин). Об этой постановке газета "Симбирянин" поместила восторженные отзывы, в которых отмечается незаурядное вокальное дарование Павлова.
Музыкальная работа доставляла Павлову огромное наслаждение и моральное удовлетворение. Самым важным результатом этой работы явилось то, что изучая теоретически и практически русскую и зарубежную музыкальную классику, он все чаще задумывался о путях создания чувашской профессиональной музыки, все ближе подходил к осуществлению своих замыслов - к созданию песен, хоров, симфонических пьес.
В стремлениях, направленных на развитие чувашской литературы и искусства, Павлов был не одинок. Он находил постоянную поддержку со стороны инспектора школы И. Я. Яковлева и русских сотоварищей по работе. Творческая дружба связывала его с поэтом-демократом К. Ивановым. Глубокая связь с творчеством родного народа, сочетающаяся с учебой у русских классиков, по их убеждениям, должна была стать основой будущей чувашской литературы и музыкального искусства. Заветной мечтой обоих было создание чувашской оперы.
Стремясь повысить общее и музыкально-теоретическое образование, но не имея возможности учиться в специальном музыкально-учебном заведении, Павлов поступает в сентябре 1913 г. в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он много времени уделяет занятиям по музыке, развивает навыки игры на фортепьяно, совершенствует технику хорового письма. В то же время им были написаны на русском языке повесть "Лурский" и рассказ "Ошибка", вчерне почти был закончен роман из студенческой жизни.
В мае 1916г. Павлов окончил духовную семинарию. Первое время ему пришлось служить псаломщиком. Впоследствии он работает учителем Кошлоушского, а затем - Балдаевского земских начальных училищ Ядринского уезда. 1 (4) августа 1917г. Чебоксарским уездным собранием Павлов избирается мировым судьей и переезжает с семьей в с. Акулево Чебоксарского уезда.
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Павлова в Акулеве. Вместе с передовой интеллигенцией служить делу революции пошел и Павлов. В период, когда партия развертывала в массах огромную работу по политическому и культурному просвещению, вся творческая, организаторская и художественно-пропагандистская деятельность Павлова фактически целиком была подчинена этой работе.
Осенью 1917 года с бывшим учителем Анаткасинской трудовой школы М. Н. Назаровым Павлов организует в Акулеве добровольную передвижную художественную труппу. Эта труппа, состоявшая главным образом из учителей волости, в течение ряда лет ставила для населения спектакли, устраивала концерты, вечера отдыха. Почти все участники труппы пели в хоре, они же являлись актерами, музыкантами (в струнном оркестре), чтецами. Четырехголосный хор, руководимый Павловым, состоял из двадцати пяти человек. Исполнялись революционные песни, русские и чувашские народные песни, гармонизированные самим Павловым.
Наряду с драмами Н. Гоголя ("Женитьба", "Ревизор"), пьесами А. Островского и инсценировками А. Чехова ставились и первые драматические произведения чувашских авторов.
Летом 1918 г., когда Казань очутилась в руках белогвардейских войск, мимо Акулева проходили многочисленные вооруженные отряды рабочих Москвы, Петрограда, Нижнего Новгорода и других городов, поднявшихся на защиту Советской власти. Нередко они останавливались на ночлег в Акулеве. Вечерами красногвардейцы слушали концерты чувашских артистов. Иногда труппа организовывала в селах платные концерты и спектакли. В таких случаях весь сбор от продажи билетов шел на нужды фронта.
Продолжая работу по записи народных песен, Павлов в то же время обрабатывает их для многоголосного хора. В 1917-1918 гг. появляются гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: "Шупашкар туйи", "Хайматлах юрри", "Олту", "Чёнтёрлё кёпер", "Варман витёр", "Сап-сар кёрек" и др. В эти же годы Павлов создает одну из лучших своих песен "Вёлле хурчё" (Пчелка) на собственный текст, написанный еще в Симбирске. В Акулеве была создана также одна из первых чувашских песен на советскую тему - "Чухансен юрри" (Песня бедняков) - также на собственный текст.
В 1919 г. Павлов опубликовал первую оригинальную чувашскую комедию "Сутра" (На суде). Законченная в первой редакции в 1918 г., комедия впервые была исполнена Акулевской передвижной труппой.
С марта 1919 г. Павлов некоторое время работает учителем Сятракасинской школы I ступени, затем переводится в уездный отдел народного образования заместителем заведующего отделом. В октябре того же года он был назначен инструктором искусств Чувашской секции. С образованием Чувашской автономной области (1920 г.) он переезжает из Казани в Чебоксары. Начинается новый этап его жизненного и творческого пути.
В эти годы культура чувашского народа уверенно идет вперед. Резко увеличивается сеть школ, больниц, клубов, библиотек, создаются научно-исследовательские учреждения, театры, профессиональные музыкальные коллективы, массовым тиражом выпускаются чувашские газеты, журналы и книги. В благородном деле подъема культуры чувашского народа деятельность Павлова имела немаловажное значение. Много времени он уделял вопросам организации в Чувашии системы музыкального образования. Весной 1919г., когда к Волге приблизилась армия Колчака, в Чебоксары прибыла Н. К. Крупская. Узнав об этом, музыкальные работники города решили направить к ней своего представителя с тем, чтобы поговорить с ней относительно организации в Чебоксарах музыкальной школы. Этим представителем был Павлов. Н. К. Крупская обещала помочь чувашским товарищам открыть музыкальную школу в Чебоксарах, и 14 ноября 1920 г. школа была открыта. Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов, Е. М, Сиверс были в ней первыми преподавателями.
Одновременно Павлов возглавляет музыкальную секцию областного отдела народного образования, работает преподавателем пения и музыки на педагогических курсах, принимает активное участие в работе, научно-исследовательских учреждений Чувашии и г. Москвы в качестве члена Общества изучения местного края и члена-корреспондента Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук.
Большую роль в музыкальной жизни Чувашии сыграла музыкальная секция областного отдела народного образования, руководимая Ф. П. Павловым. Секция принимала самое активное участие в организации аналогичных секций в уездах и волостях, школ музыкального просвещения (открытие музыкальной школы в Чебоксарах, музыкальных классов в Ядрине и Цивильске). Ф. Павлов сам ездил в Казань для покупки нот и инструментов,'необходимых Чебоксарской музыкальной школе, лично руководил укомплектованием школы опытными специалистами и организацией мастерской по починке музыкальных инструментов.
При непосредственном участии Ф. Павлова в городах и селах Чувашии открывались культурно-просветительные учреждения, народные дома, организовывались самодеятельные хоровые коллективы. Учитывая острый недостаток музыкальных инструментов и непродуктивное использование имеющегося инвентаря, секция под руководством Ф. Павлова провела учет музыкальных инструментов по Чувашской автономной области. Путем национализации народу были переданы музыкальные инструменты, принадлежавшие богачам.
Много сил положил Ф. Павлов на организацию концертного дела в г. Чебоксары. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при чувашском театре, выступления которых заметно оживили музыкальную жизнь столицы Чувашской автономной области (Ф. Павлов лично принимал участие в концертах как дирижер и скрипач-солист). По инициативе Ф. Павлова подготавливались к изданию первые сборники чувашских народных песен. Наконец, в эти годы Ф. Павлов ведет активную литературную и публицистическую деятельность.
Сколько нужно было иметь энергии, чтобы вести такую разностороннюю кипучую работу!
"Я прежде всего культурный работник. Свою служебную деятельность в силу этого не могу ограничивать исключительно служебными рамками...
По моему глубокому убеждению, сочетать служебную, научную, литературную и общественную деятельность - это не недостаток, а скорее достоинство. Конечно, об этом я заявляю с сознанием своих чрезвычайных скромных способностей. Будем работать, пока есть силы и здоровье", - писал об этом периоде Ф. Павлов в своей "Автобиографии".
В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр - "Ача-пача сасси" (Голос детворы). В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Павловым.
Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием "Сарнай". В сборник, состоящий из четырех разделов, вошли тридцать одноголосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырехголосных песен. Наряду с новыми здесь фигурирует гармонизации периода 1917-1918 гг., написанные для хора учителей Акулевской волости.
"Сарнай" Павлова явился первым сборником гармонизированных и обработанных чувашских народных песен, появившимся в печатном виде. Научно-методическим советом при наркомпросе Чувашской республики он был рекомендован как руководство и пособие для преподавателя пения в чувашских школах.
В 1920 г. при Центральном педтехникуме Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование "Чувашский национальный хор". Этот коллектив, совместно с хором, руководимым композитором В. П. Воробьевым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора. Знаменательным событием в деятельности хора Павлова явилась поездка в 1923 г. в Москву. В течение полутора месяцев (с 15 августа по 1 октября) хор с большим успехом выступал на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке и по результатам занял на выставке третье место после украинского и белорусского. Кроме того хор выступал в ряде учебных заведений и культурно-просветительных учреждений г. Москвы - в Первом Московском государственном университете, в Академии социального воспитания, Государственном институте музыкальных наук и др. В числе других лучших национальных коллективов чувашский хор удостоился чести выступать в Свердловском зале Кремля. В официальном отзыве Управления делами В ЦИК от 21 сентября 1923 г. говорится: "Клубный Отдел В ЦИК приносит глубокую благодарность Чувашскому хору и его организатору тов. Ф. П. Павлову за концерт, данный 9 сентября для гражданского и военного населения Кремля в зале имени Я. М. Свердлова. Концерт был весьма удачный, и рабочие и красноармейцы с громадным удовольствием слушали незнакомые мелодии и слова чувашской песни". В репертуаре хора, выступавшего в Москве, в основном были представлены гармонизации и обработки народных песен и песни самого Павлова.
В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение Федора Павлова "Ялта" (В деревне), а в следующем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: "Речитативы в чувашской народной музыке", "Чаваш музыки" (Чувашская музыка), "Хитре" (Прекрасное).
В конце 20-х гг. в творчестве композиторов Чувашии намечается значительный поворот к современной советской тематике, что было обусловлено прежде всего успешным строительством социализма в СССР, приведшим к победе социалистической индустриализации страны и началу массового колхозного движения. Коренные изменения в экономике и культурной жизни страны находят отклик в песенном творчестве Павлова. Композитор стремится к отображению новой, советской действительности.
Лучшие сочинения Ф. Павлова этого периода - "Туй юрри" (Свадебная) и "Туттёл" ("Тютель") - до сих пор остаются в чувашской музыке непревзойденными образцами обработки народной песни для хора. Композитором был подготовлен к печати сборник чувашских народных песен в собственной записи, в который были включены сто семьдесят три названия с 1760 куплетами. Сборник не был напечатан: Павлов хотел пополнить некоторые отделы его новыми песнями, появившимися после октябрьской социалистической революции, но не успел этого сделать. После же смерти автора сборник утерян.
Павлов не прекращает работу и по теоретическому исследованию чувашской музыки. Им было завершено составление библиографии по чувашской музыке, напечатаны статьи "Чаваш кес-ли" (Чувашские гусли), "Чаранна саса (Замолкнувший голос) и др.
Обобщенным музыкально-теоретических исследований Ф. Павлова явились очерки под общим названием "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество". Это объемистое сочинение, написанные на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк (источники и материалы) издан в 1926 году. В те же годы в газетах и журналах регулярно появлялись его статьи и рецензии по вопросам музыки, литературы, театра, живописи. Большой интерес представляет его статья "Сырмари юра" (Овражная песня) - о путях развития чувашской музыки, написанная в 1928 г. по поводу 60-летия Симбирской чувашской школы.
В связи с десятилетием празднования Великой Октябрьской социалистической революции в 1927 г. Павлов написал марш для духового оркестра (издан после смерти композитора в 1935 г. под названием ("Вперед, красная Чувашия!"). Через год он заканчивает фантазию "Сарнай и палнай" - первое крупное произведение чувашской симфонической музыки.
Разносторонний художник, музыкально-общественный деятель и педагог Павлов в то же время продолжает работу в системе юстиции. Он выбирается членом Президиума Чувашского областного Совнарсуда, членом Гражданского отдела и коллегии защитников при Главсуде ЧАССР, работает юрисконсультом Наркомзема и ЦИК Чувашской республики.
В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум (ныне музыкальное училище им Ф. П. Павлова). Павлов был одним из первых педагогов училища. Многие из его учеников впоследствии стали видными работниками чувашского музыкального искусства.
В годы, когда в стране происходили огромные социально-экономические преобразования, когда литература и искусство становились боевым оружием строительства социализма, Павлов особенно остро ощущал недостаточность своего музыкально-теоретического образования. Несмотря на возраст, - ему шел тогда тридцать восьмой год -он решил пойти учиться. С этой целью в 1930 г. он поступает на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он создает новые песни, работает над симфониеттой, задумывает музыкальную комедию.
Однако тяжелая болезнь (туберкулезный менингит) оборвала жизнь замечательного композитора и писателя. В самом расцвете творческих сил, в возрасте 39 лет, 2 июня 1931 года в одном из сочинских санаториев Павлов скончался. Похоронили его на городском кладбище в Сочи. Смерть Федора Павловича Павлова явилась тяжелой утратой для чувашской литературы и искусства, для всего чувашского народа.