Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Федор Павлович Павлов

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://zivil.cap.ru/

Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка села Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губер­нии (ныне Цивильского района Чувашской АССР).

Федор (Хведкж, как его звали в дет­стве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любозна­тельный и восприимчивый, мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 года он был принят сразу в сред­нее отделение Богатыревского земско­го училища.

Любовь к музыке и песне пробуди­лась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал мно­го народных песен. Мальчиком-подро­стком Федор любил слушать старин­ные обрядовые песни. Еще более при­влекали его весенние молодежные игры и хороводы. Там звучали такие по­пулярные песни, как "0лту", "Сил ути", "Пирён урам анаталла", в последствии использованные Павловым в своем творчестве. Много ярких, живых впечат­лений оставалось после свадеб.

Безусловно, что насыщенный музы­кой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетичес­кий кругозор будущего композитора, ук­реплял в нем любовь и уважение к на­родному творчеству. Музыкальные спо­собности мальчика ярко проявились и в начальной школе. Однажды он даже заменил не пришедшего на службу ре­гента.

В годы первой русской революции  Федор Павлов учится в Икковском двух­классном училище Чебоксарского уез­да. Занимаясь по всем предметам весьма прилежно, он и здесь отдает предпочтение музыке. Современники отмечают, что наряду с этим Павлов обнаружил большой интерес к литера­туре и драматургии.

Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше. В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаж­дущих знаний чувашских юношей и де­вушек. Павлов поступил в эту школу.

Симбирская чувашская школа, в ко­торой Павлов учился с сентября 1907 год по май 1911 год, являлась в то же вре­мя своеобразной лабораторией, где за­рождались чувашская литература и чувашское профессиональное музы­кальное искусство.

На большой высоте находилось здесь музыкальное обучение и воспи­тание учащихся. Школа стремилась к тому, чтобы каждый ученик не только сам умел петь и разбираться в нотах, но и научился руководить хором. Кро­ме того ученики обучались игре на раз­личных музыкальных инструментах. Интересно привести здесь отзыв о вы­ступлении хора школы в зале Симбир­ского дворянского собрания 19(31) ян­варя 1909 г. "Смешанный хор, состояв­ший из 60 участников обоего пола, от­личался поразительной стройностью исполнения, показавшей, что на дело обучения хоровому пению в школе об­ращено серьезное внимание".

В Симбирской школе Федор Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной иг­рой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоничес­ком оркестре. С годами любовь к му­зыке росла, и прежнее любительское отношение к ней постепенно приобре­тало творческий характер. Симбирская школа проводила большую работу по сбору чувашского фольклора - сказок, поговорок, пословиц, песен и т. д. В этой работе активное участие принимал и Павлов; В 1908 и 1912 гг. школой были изданы два сборника под названием 'Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним". В последний сборник вошли некоторые песни, записанные Павловым в с. Богатыреве в период 1907-1909 гг. Усердно занима­ясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литера­туре. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках.

В мае 1911 г. совет Симбирской чу­вашской школы присвоил Павлову зва­ние учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отно­шении, его оставляют в школе на пре­подавательскую работу, к которой он приступил 1 августа 1911 г. Назначение на эту должность было связано с же­ланием И. Я. Яковлева иметь при шко­ле подготовленные кадры для собира­ния и изучения музыкального фолькло­ра и создания основ чувашской профессиональной музыкальной культуры. С этой же целью на педагогическую работу в Симбирской школе были ос­тавлены ее же воспитанники - будущие композиторы С. М. Максимов и Г. Г. Лисков, певица К. Н. Эсливанова и др. Под руководством опытных музыкантов эти лица, а вместе с ними и Павлов, прошли специальную музыкальную подготовку.

В должности преподавателя Симбир­ской школы Павлов пробыл до сентяб­ря 1913 г. Годы 1911-1913 можно счи­тать началом композиторской деятель­ности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он присту­пает к их обработке. Появляются и пер­вые оригинальные сочинения в облас­ти инструментальной и вокально-сим­фонической Музыки: "Чук" (Моление чуваш) и "Вайа" (Хоровод). К сожале­нию, ряд сочинений этого периода ос­тался неизданным, а некоторые из них не обнаружены до сих пор.

Знаменательным событием этого времени нужно считать постановку в Симбирской чувашской школе отдель­ных сцен из оперы М. Глинки "Иван Су­санин", осуществленную силами воспи­танников и преподавателей в феврале 1913 года. Главные партии исполняли Ф. Павлов (Сусанин). К. Эсливанова (Антонида), В.Дубровин (Собинин). Об этой постановке газета "Симбирянин" поместила восторженные отзывы, в которых отмечается незаурядное во­кальное дарование Павлова.

Музыкальная работа доставляла Павлову огромное наслаждение и мо­ральное удовлетворение. Самым важ­ным результатом этой работы явилось то, что изучая теоретически и практи­чески русскую и зарубежную музыкаль­ную классику, он все чаще задумывал­ся о путях создания чувашской профес­сиональной музыки, все ближе подхо­дил к осуществлению своих замыслов - к созданию песен, хоров, симфоничес­ких пьес.

В стремлениях, направленных на развитие чувашской литературы и ис­кусства, Павлов был не одинок. Он на­ходил постоянную поддержку со сторо­ны инспектора школы И. Я. Яковлева и русских сотоварищей по работе. Твор­ческая дружба связывала его с поэтом-демократом К. Ивановым. Глубокая связь с творчеством родного народа, сочетающаяся с учебой у русских клас­сиков, по их убеждениям, должна была стать основой будущей чувашской ли­тературы и музыкального искусства. Заветной мечтой обоих было создание чувашской оперы.

Стремясь повысить общее и музы­кально-теоретическое образование, но не имея возможности учиться в специ­альном музыкально-учебном заведе­нии, Павлов поступает в сентябре 1913 г. в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он много времени уделяет заня­тиям по музыке, развивает навыки игры на фортепьяно, совершенствует техни­ку хорового письма. В то же время им были написаны на русском языке повесть "Лурский" и рассказ "Ошибка", вчерне почти был закончен роман из студенческой жизни.

В мае 1916г. Павлов окончил духов­ную семинарию. Первое время ему пришлось служить псаломщиком. Впоследствии он работает учителем Кошлоушского, а затем - Балдаевского земских начальных училищ Ядринско­го уезда. 1 (4) августа 1917г. Чебоксар­ским уездным собранием Павлов изби­рается мировым судьей и переезжает с семьей в с. Акулево Чебоксарского уезда.

Великая Октябрьская социалисти­ческая революция застала Павлова в Акулеве. Вместе с передовой интелли­генцией служить делу революции по­шел и Павлов. В период, когда партия развертывала в массах огромную ра­боту по политическому и культурному просвещению, вся творческая, органи­заторская и художественно-пропаган­дистская деятельность Павлова фак­тически целиком была подчинена этой работе.

Осенью 1917 года с бывшим учите­лем Анаткасинской трудовой школы М. Н. Назаровым Павлов организует в Аку­леве добровольную передвижную худо­жественную труппу. Эта труппа, состо­явшая главным образом из учителей волости, в течение ряда лет ставила для населения спектакли, устраивала концерты, вечера отдыха. Почти все участники труппы пели в хоре, они же являлись актерами, музыкантами (в струнном оркестре), чтецами. Четырех­голосный хор, руководимый Павловым, состоял из двадцати пяти человек. Ис­полнялись революционные песни, рус­ские и чувашские народные песни, гар­монизированные самим Павловым.

Наряду с драмами Н. Гоголя ("Женить­ба", "Ревизор"), пьесами А. Островско­го и инсценировками А. Чехова стави­лись и первые драматические произ­ведения чувашских авторов.

Летом 1918 г., когда Казань очути­лась в руках белогвардейских войск, мимо Акулева проходили многочислен­ные вооруженные отряды рабочих Мос­квы, Петрограда, Нижнего Новгорода и других городов, поднявшихся на защи­ту Советской власти. Нередко они ос­танавливались на ночлег в Акулеве. Вечерами красногвардейцы слушали концерты чувашских артистов. Иногда труппа организовывала в селах плат­ные концерты и спектакли. В таких слу­чаях весь сбор от продажи билетов шел на нужды фронта.

Продолжая работу по записи народ­ных песен, Павлов в то же время обра­батывает их для многоголосного хора. В 1917-1918 гг. появляются гармониза­ции и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: "Шупашкар туйи", "Хайматлах юрри", "Олту", "Чёнтёрлё кёпер", "Варман витёр", "Сап-сар кёрек" и др. В эти же годы Павлов создает одну из лучших своих песен "Вёлле хурчё" (Пчелка) на соб­ственный текст, написанный еще в Симбирске. В Акулеве была создана также одна из первых чувашских песен на советскую тему - "Чухансен юрри" (Песня бедняков) - также на собствен­ный текст.

В 1919 г. Павлов опубликовал первую оригинальную чувашскую комедию "Сутра" (На суде). Законченная в пер­вой редакции в 1918 г., комедия впер­вые была исполнена Акулевской пере­движной труппой.

С марта 1919 г. Павлов некоторое время работает учителем Сятракасинской школы I ступени, затем переводит­ся в уездный отдел народного образо­вания заместителем заведующего от­делом. В октябре того же года он был назначен инструктором искусств Чу­вашской секции. С образованием Чу­вашской автономной области (1920 г.) он переезжает из Казани в Чебоксары. Начинается новый этап его жизненно­го и творческого пути.

В эти годы культура чувашского на­рода уверенно идет вперед. Резко уве­личивается сеть школ, больниц, клубов, библиотек, создаются научно-исследо­вательские учреждения, театры, про­фессиональные музыкальные коллек­тивы, массовым тиражом выпускают­ся чувашские газеты, журналы и книги. В благородном деле подъема культуры чувашского народа деятельность Павлова имела немаловажное значение. Много времени он уделял вопросам организации в Чувашии системы музы­кального образования. Весной 1919г., когда к Волге приблизилась армия Кол­чака, в Чебоксары прибыла Н. К. Круп­ская. Узнав об этом, музыкальные ра­ботники города решили направить к ней своего представителя с тем, чтобы по­говорить с ней относительно организа­ции в Чебоксарах музыкальной школы. Этим представителем был Павлов. Н. К. Крупская обещала помочь чувашс­ким товарищам открыть музыкальную школу в Чебоксарах, и 14 ноября 1920 г. школа была открыта. Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов, Е. М, Сиверс были в ней первыми препода­вателями.

Одновременно Павлов возглавляет музыкальную секцию областного отдела народного образования, работает преподавателем пения и музыки на пе­дагогических курсах, принимает актив­ное участие в работе, научно-исследо­вательских учреждений Чувашии и г. Москвы в качестве члена Общества изучения местного края и члена-кор­респондента Центрального бюро крае­ведения при Российской Академии наук.

Большую роль в музыкальной жиз­ни Чувашии сыграла музыкальная сек­ция областного отдела народного обра­зования, руководимая Ф. П. Павловым. Секция принимала самое активное уча­стие в организации аналогичных секций в уездах и волостях, школ музыкально­го просвещения (открытие музыкаль­ной школы в Чебоксарах, музыкальных классов в Ядрине и Цивильске). Ф. Павлов сам ездил в Казань для покупки нот и инструментов,'необходимых Чебоксарской музыкальной школе, лич­но руководил укомплектованием школы опытными специалистами и организа­цией мастерской по починке музыкаль­ных инструментов.

При непосредственном участии Ф. Павлова в городах и селах Чувашии открывались культурно-просветитель­ные учреждения, народные дома, орга­низовывались самодеятельные хоро­вые коллективы. Учитывая острый не­достаток музыкальных инструментов и непродуктивное использование имею­щегося инвентаря, секция под руковод­ством Ф. Павлова провела учет музы­кальных инструментов по Чувашской автономной области. Путем национали­зации народу были переданы музы­кальные инструменты, принадлежав­шие богачам.

Много сил положил Ф. Павлов на организацию концертного дела в г. Че­боксары. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при чувашском театре, выступления которых заметно оживили музыкальную жизнь столицы Чувашской автономной области (Ф. Павлов лично принимал участие в концертах как дирижер и скри­пач-солист). По инициативе Ф. Павло­ва подготавливались к изданию первые сборники чувашских народных песен. Наконец, в эти годы Ф. Павлов ведет активную литературную и публицисти­ческую деятельность.

Сколько нужно было иметь энергии, чтобы вести такую разностороннюю кипучую работу!

"Я прежде всего культурный работ­ник. Свою служебную деятельность в силу этого не могу ограничивать исклю­чительно служебными рамками...

По моему глубокому убеждению, со­четать служебную, научную, литератур­ную и общественную деятельность - это не недостаток, а скорее достоин­ство. Конечно, об этом я заявляю с со­знанием своих чрезвычайных скромных способностей. Будем работать, пока есть силы и здоровье", - писал об этом периоде Ф. Павлов в своей "Автобиог­рафии".

В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр - "Ача-пача сасси" (Голос детворы). В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Павловым.

Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием "Сарнай". В сборник, состоящий из че­тырех разделов, вошли тридцать одно­голосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырех­голосных песен. Наряду с новыми здесь фигурирует гармонизации пери­ода 1917-1918 гг., написанные для хора учителей Акулевской волости.

"Сарнай" Павлова явился первым сборником гармонизированных и обра­ботанных чувашских народных песен, появившимся в печатном виде. Науч­но-методическим советом при наркомпросе Чувашской республики он был рекомендован как руководство и посо­бие для преподавателя пения в чуваш­ских школах.

В 1920 г. при Центральном педтехникуме Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование "Чувашский национальный хор". Этот коллектив, совместно с хором, руково­димым композитором В. П. Воробье­вым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора. Знаменательным событием в де­ятельности хора Павлова явилась по­ездка в 1923 г. в Москву. В течение по­лутора месяцев (с 15 августа по 1 ок­тября) хор с большим успехом высту­пал на Всесоюзной сельскохозяйствен­ной и кустарно-промышленной выстав­ке и по результатам занял на выставке третье место после украинского и бе­лорусского. Кроме того хор выступал в ряде учебных заведений и культурно-просветительных учреждений г. Моск­вы - в Первом Московском государ­ственном университете, в Академии социального воспитания, Государ­ственном институте музыкальных наук и др. В числе других лучших нацио­нальных коллективов чувашский хор удостоился чести выступать в Сверд­ловском зале Кремля. В официальном отзыве Управления делами В ЦИК от 21 сентября 1923 г. говорится: "Клубный Отдел В ЦИК приносит глубокую благо­дарность Чувашскому хору и его орга­низатору тов. Ф. П. Павлову за концерт, данный 9 сентября для гражданского и военного населения Кремля в зале име­ни Я. М. Свердлова. Концерт был весь­ма удачный, и рабочие и красноармей­цы с громадным удовольствием слуша­ли незнакомые мелодии и слова чуваш­ской песни". В репертуаре хора, высту­павшего в Москве, в основном были представлены гармонизации и обработ­ки народных песен и песни самого Пав­лова.

В 1922 г. вышло в свет второе дра­матическое произведение Федора Пав­лова "Ялта" (В деревне), а в следую­щем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: "Речитативы в чу­вашской народной музыке", "Чаваш музыки" (Чувашская музыка), "Хитре" (Прекрасное).         

В конце 20-х гг. в творчестве компо­зиторов Чувашии намечается значи­тельный поворот к современной совет­ской тематике, что было обусловлено прежде всего успешным строитель­ством социализма в СССР, приведшим к победе социалистической индустри­ализации страны и началу массового колхозного движения. Коренные изме­нения в экономике и культурной жизни страны находят отклик в песенном творчестве Павлова. Композитор стре­мится к отображению новой, советской действительности.

Лучшие сочинения Ф. Павлова этого периода - "Туй юрри" (Свадебная) и "Туттёл" ("Тютель") - до сих пор оста­ются в чувашской музыке непревзой­денными образцами обработки народ­ной песни для хора. Композитором был подготовлен к печати сборник чувашс­ких народных песен в собственной за­писи, в который были включены сто семьдесят три названия с 1760 купле­тами. Сборник не был напечатан: Пав­лов хотел пополнить некоторые отде­лы его новыми песнями, появившими­ся после октябрьской социалистичес­кой революции, но не успел этого сде­лать. После же смерти автора сборник утерян.

Павлов не прекращает работу и по теоретическому исследованию чуваш­ской музыки. Им было завершено составление библиографии по чувашской музыке, напечатаны статьи "Чаваш кес-ли" (Чувашские гусли), "Чаранна саса (Замолкнувший голос) и др.

Обобщенным музыкально-теорети­ческих исследований Ф. Павлова яви­лись очерки под общим названием "Чу­ваши и их песенное и музыкальное творчество". Это объемистое сочине­ние, написанные на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальней­шем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк (источники и материалы) издан в 1926 году. В те же годы в газетах и журналах регулярно появлялись его статьи и ре­цензии по вопросам музыки, литерату­ры, театра, живописи. Большой инте­рес представляет его статья "Сырмари юра" (Овражная песня) - о путях раз­вития чувашской музыки, написанная в 1928 г. по поводу 60-летия Симбирс­кой чувашской школы.

В связи с десятилетием празднова­ния Великой Октябрьской социалисти­ческой революции в 1927 г. Павлов на­писал марш для духового оркестра (из­дан после смерти композитора в 1935 г. под названием ("Вперед, красная Чу­вашия!"). Через год он заканчивает фантазию "Сарнай и палнай" - первое крупное произведение чувашской сим­фонической музыки.

Разносторонний художник, музы­кально-общественный деятель и педа­гог Павлов в то же время продолжает работу в системе юстиции. Он выби­рается членом Президиума Чувашско­го областного Совнарсуда, членом Гражданского отдела и коллегии защит­ников при Главсуде ЧАССР, работает юрисконсультом Наркомзема и ЦИК Чувашской республики.

В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум (ныне музы­кальное училище им Ф. П. Павлова). Павлов был одним из первых педаго­гов училища. Многие из его учеников впоследствии стали видными работни­ками чувашского музыкального искус­ства.

В годы, когда в стране происходили огромные социально-экономические преобразования, когда литература и искусство становились боевым оружи­ем строительства социализма, Павлов особенно остро ощущал недостаточ­ность своего музыкально-теоретичес­кого образования. Несмотря на возраст, - ему шел тогда тридцать восьмой год -он решил пойти учиться. С этой целью в 1930 г. он поступает на композиторс­кое отделение Ленинградской государ­ственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он создает но­вые песни, работает над симфониет­той, задумывает музыкальную коме­дию.

Однако тяжелая болезнь (туберкулез­ный менингит) оборвала жизнь заме­чательного композитора и писателя. В самом расцвете творческих сил, в воз­расте 39 лет, 2 июня 1931 года в одном из сочинских санаториев Павлов скон­чался. Похоронили его на городском кладбище в Сочи. Смерть Федора Пав­ловича Павлова явилась тяжелой утра­той для чувашской литературы и искус­ства, для всего чувашского народа.

 


   Охрана труда в Чувашской Республике          

Система управления контентом
429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Маяковского, д.12
Телефон: 8(83545) 21-2-15
Факс: 8(83545) 21-3-63
E-Mail: zivil@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика