«Национальный проект «Образование»: итоги 2006-2007 года и задачи по реализации Комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике»
(Доклад начальника отдела образования администрации Цивильского района Калашниковой Г.А. на августовской конференции работников образования 2007 года).
Уважаемые коллеги, руководители образовательных учреждений, ветераны педагогического труда! Дорогие гости!
По традиции в последние дни августа мы собираемся вместе для обсуждения насущных вопросов в области образования, поговорить о положительных наработках и достижениях, ошибках и упущениях. Тема сегодняшней конференции не случайна. Социально-экономические особенности современного этапа развития России и Чувашии объективно требуют качественного совершенствования всей системы образования. На современном этапе социально-экономического развития общество предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, а государство – к развитию человеческого потенциала. Многократно увеличиваются значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий. Именно эти требования и определяют пути дальнейшего развития образования в районе.
На начало 2007-2008 учебного года в системе образования Цивильского района функционируют 23 общеобразовательные школы (11 средних, 11 основных, 1 начальная), 14 дошкольных учреждений, 2 школы-интерната коррекционного вида, 2 учреждения дополнительного образования, учреждение среднего профессионального образования «Цивильский сельскохозяйственный техникум», учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 5 г. Цивильск».
В закладке фундамента базового образования, конечно же, большую роль играют дошкольные учреждения. Реализация государственной политики в области образования, стратегических направлений развития системы образования последних лет оказывают существенное влияние и на развитие дошкольного образования в районе. Результаты освоения новых образовательных программ детскими дошкольными учреждениями выражают положительную динамику развития детей и совершенствование профессионализма педагогических кадров.
В настоящее время в 14 дошкольных учреждениях района воспитывается 1197 детей. Шесть дошкольных групп функционируют при пяти общеобразовательных школах: Михайловской СОШ, Игорварской ООШ, Малоянгорчинской ООШ, Поваркасинской ООШ. На базе детских садов «Родничок», «Елочка», «Радуга» открыты адаптационные (прогулочные) группы. Качественным показателем функционирующей в Цивильском районе системы дошкольного образования является 64%-ный охват детей дошкольными услугами. Отмечается возросшая заинтересованность родителей в услугах дошкольных учреждений. В целях оказания своевременной коррекционной помощи детям, имеющим недостатки в физической, психическом развитии, на базе дошкольных учреждений «Родничок», «Солнышко» с. Чурачики, «Елочка» п. Опытный работают группы для детей с нарушениями речи и с туберкулезной интоксикацией. С учетом пожеланий родителей в дошкольных учреждениях № 3, № 5, № 4 г. Цивильска предоставляются платные дополнительные услуги: работают изостудии, кружки хореографии, подготовительные классы Школы искусств. Дети имеют возможность получать услуги логопеда, массажиста, врача, изучать иностранные языки.
Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего вопросам современной жизни – первостепенные задачи и необходимые условия модернизации системы дошкольного образования в районе. Методическая работа строится на основе диагностики затруднений воспитателя и направлена на совершенствование их профессионального мастерства и компетенции. Общедоступной формой повышения квалификации педагогических работников остаются методические объединения заведующих, воспитателей по направлениям работы, музыкальных руководителей.
Таким образом, система дошкольного образования в районе также учится быть современной. Вместе с тем, вдаваясь в подробный анализ состояния сферы дошкольного образования, я отмечу и некоторые отрицательные тенденции. У нас снова, как когда-то, появились очереди для устройства детей в детский сад – на сегодняшний день более 200 заявлений родителей остаются неудовлетворенными (на 31 % больше, чем в прошлом году). Но открытие трех дополнительных групп в детских дошкольных учреждениях ДОУ № 4, п. Опытный, с. Рындино частично поможет существующую проблему. Следующая проблемная задача для нас - увеличение количества малокомплектных садов; из-за низкой рождаемости и миграции молодежи в город их становится все больше. Как правило, в этих дошкольных учреждениях работают специалисты, не имеющие квалификационные категории.
В настоящее время дошкольные учреждения района полностью готовы к принятию малышей. Благо текущий и капитальный ремонт зданий проведен своевременно, выделенные главой района Н.В.Евдокимовым на эти цели в размере 1.060.300 рублей на капитальный ремонт и 90.000 рублей на закупку игровых площадок использованы полностью.
Задачи оптимальной организации образовательного пространства, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Именно поэтому анализ возможных путей, создание механизмов реструктуризации сети образовательных учреждений приобретают первостепенное значение. В наступающем новом учебном году в 23 общеобразовательных учреждениях будут обучаться 3817 учащихся. По сравнению с 2001 годом наблюдается сокращение численности учащихся на 1966 человек (66 %). В связи сокращением численности учащихся в 2005-2006 годах реструктуризировано 7 школ. В 2007 году Вурумсютская школа реорганизована в основную, Елашская и Имбюртская начальные школы присоединены к Малоянгорчинской ООШ и Конарской СОШ. Анализируя основные показатели оптимизации, можно с уверенностью сказать, что без реструктуризации в районе невозможно было бы удержать на стабильном уровне такие показатели, как наполняемость классов и соотношение ученик-учитель. Число учащихся на 1 учителя в 2006-2007 учебном году по району составляло 8,4 (по республике – 10), средняя наполняемость классов – 16,9 (по республике – 19,9). Но по сельским школам наполняемость классов остается маленькой.
В результате планомерной оптимизации сети школ в районе создано 5 базовых школ, 2 ресурсных центра с современной учебно-материальной базой. Это создает оптимальные условия для введения профильного обучения, что стало одним из важнейших направлений обновления школьного образования. Хороший опыт организации углубленного изучения отдельных предметов и дифференциации содержания обучения старшеклассников наработан в СОШ п. Опытный. Серьезное внимание данной проблеме уделяют педагогические коллективы Цивильской СОШ № 1, Чурачикской СОШ, Цивильской СОШ № 2 и некоторых других сельских щкол. Учащиеся таких школ, как правило, показывают высокие результаты на ЕГЭ и олимпиадах.
Необходимо подчеркнуть, что реализация президентских программ «Школьный автобус» и «Дорога к школе» также позволили увеличить доступность качественных образовательных услуг, независимо от места жительства. В наступающем учебном году 12 автобусов будут перевозить 645 учащихся из 12 сел и деревень.
Как я уже подчеркнула, важнейшим составляющим образовательных ресурсов выступает компьютерная техника. Без информационно-коммуникационных технологий современный образовательный процесс немыслим. На начало 2007-2008 учебного года все средние и основные школы нашего района имеют по оборудованному компьютерному классу, а в СОШ п. Опытный, Цивильской СОШ № 1, Цивильской СОШ № 2 их два. Раннее, с начальных классов, изучение информатики организовали все школы. В настоящее время на 1 компьютер приходится 16 учащихся. Все школы подключены к сети Интернет. 12 школ имеют сайты. Решается задача повышения компьютерной грамотности работников образования. На базе СОШ п. Опытный открыты Центр дистанционного обучения и Межшкольный методический центр, деятельность которых направлена на создание условий для системного внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий в работе школ. В 2006-2007 учебном году специалистами Центров обучено более 130 педагогов Цивильского района навыкам компьютерной грамотности и по программе «Intel. Обучение для будущего».
Реализация направлений национального проекта «Образование» невозможна без формирования современного высокопрофессионального корпуса педагогических и управленческих кадров. В своем докладе на Интернет-конференции 13 февраля 2007 года, на которой обсуждались итоги работы по реализации республиканской президентской программы «Новая школа», Глава района Н.В. Евдокимов подчеркнул: «Можно создать в образовательном учреждении хорошую материальную базу, установить конструктивные отношения с социальными партнерами, привлечь в учреждение образования дополнительные финансовые средства, но если уровень профессионализма кадров в этом учреждении не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на результат».
Напомню, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в прошлом году среди 33 инновационных школ республики лауреатом Гранта Президента России стала средняя школа п. Опытный. Полученные средства в сумме 1 миллион рублей школой использованы на приобретение лабораторного оборудования, программное и методическое обеспечение, на модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовки работников. Безусловно, победа в конкурсе на присуждение Гранта Президента Российской Федерации – это результат работы педагогического коллектива и его руководителя Галины Георгиевны Фадеевой. Кстати, 70 % педагогов данной школы имеют высшую квалификационную категорию.
Если в прошлом году счастливыми обладателями Гранта Президента России стали 4 учителя (Елена Юрьевна Бардышева, Цивильская СОШ №2), Вера Алексеевна Егорова, Чурачикская СОШ, Татьяна Анатольевна Ефимова, Цивильская СОШ №2, Татьяна Николаевна Петрова, СОШ п. Опытный), то в этом году количество учителей, получивших денежные средства в размере 100 тысяч рублей, увеличилось. Лауреатами Гранта Президента России среди 112 лучших учителей нашей республики стали Любовь Егоровна Васильева, учитель культуры родного края и английского языка Игорварской ООШ, Наталья Валентиновна Грачева, учитель русского языка и литературы Цивильской СОШ №2, Ираида Анатольевна Ешмейкина, учитель математики Цивильской СОШ №2, Светлана Владимировна Пыренкова, учитель русского языка и литературы СОШ п. Опытный, Марина Анатольевна Шефер, учитель русского языка и литературы Цивильской СОШ №1, Ольга Александровна Хвостенкова, учитель русского языка и литературы СОШ п. Опытный.
В 2007 году среди общеобразовательных школ обладателем Гранта Президента Чувашской Республики стала Цивильская СОШ №2 (руководитель школы – Кузьмина Татьяна Геннадьевна). На днях эта школа получила диплом победителя республиканского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Естественно, денежное вознаграждение в сумме 200 тысяч рублей станет хорошей поддержкой в осуществлении последовательного курса педагогического коллектива по воспитанию просвещенной личности и развитию инновационной деятельности в школе.
С удовлетворением отмечу, что в числе лучших педагогов на получение Гранта Президента Чувашской Республики названы учитель русского языка и литературы Чурачикской СОШ Альбина Геннадьевна Александрова и учитель начальных классов СОШ п. Опытный Людмила Ивановна Сергеева.
В наступающем учебном году в школах Цивильского района численность педагогических работников составит более 690 человек, из них 1 учитель имеет звание «Заслуженный работник общего образования», 14 – «Заслуженный учитель Чувашской Республики», 30 - «Почетный работник общего образования», 23 работника награждены грамотой Министерства образования Российской Федерации. Это внушительная, солидная сила, обладающая огромным потенциалом и способная реализовать любые инновации в системе образования, базисная составляющая образовательных ресурсов. И мне особенно приятно сегодня сообщить с этой трибуны, что в 2007 году директору Цивильской СОШ №2 Кузьминой Татьяне Геннадьевне присуждено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В педагогических коллективах школ повышается интенсивность инновационной деятельности. С целью развития инновационных технологий, потенциала педагогических работников в районе проводится конкурс «Лучший учитель года». В 2007 году учительница русского языка и литературы СОШ п. Опытный Светлана Владимировна Пыренкова приняла участие в республиканском конкурсе и заняла III место. Надо отметить, что в СОШ п. Опытный повышению профессионального уровня педагогического коллектива, активизации работы учителей по творческому саморазвитию уделяется очень серьезное внимание. Разнообразны формы и методы работы: тематические педсоветы, педагогические чтения, психолого-педагогические семинары, школьные конкурсы инновационных методических разработок, посещение школ республики и т.д.
Одним из средств стимулирования роста профессионального мастерства является аттестация педагогических и руководящих кадров. Дать импульс творческой работе учителя – это тоже важная цель аттестации. На сегодняшний день квалификационную категорию имеют 84 % педагогических работников.
Реализации приоритетного национального проекта «Образования» требует от школ высокого качества обучения, достаточных ресурсов образования. Все делается не только для утверждения самоценности образования, но и для общества, для конкретных детей.
Одним из важных критериев оценки эффективности учебного процесса является единый государственный экзамен.
Неплохо справились учащиеся 9-х классов школ Цивильского района с экзаменами по русскому языку и математике, которые прошли по новой форме. Из 488 девятиклассников на «4» и «5» задания по русскому языку выполнили 373, что составляет 76 %. Знания 115 учащихся оценены на «3» (23%), «2» не было. С экзаменами по математике на «4» и «5» справились 335 учащихся (69%), на «3» - 143 (29%). 10 девятиклассников (2%) не справились с заданиями. Хорошие результаты у учащихся Цивильской СОШ №1, СОШ п. Опытный, Цивильской СОШ №2, Михайловской, Первомайской Таушкасинской, Чурачикской средних и Игорварской, Малоянгорчинской, Чиршинской, Булдеевской и Нижнекибексинской основных школ. Слабые знания по математике показали учащиеся Вурумсютской и Медикасинской основных школ.
В текущем году ЕГЭ по математике сдавали 324 выпускника одиннадцатых классов. Из них высший балл «5» получили 36 человек (11%), на «4» справились 119 (36,7%), на «3» - 127 (39%). Не справились с экзаменами 42 выпускника (12,9%). Средний балл по 5-балльной шкале составляет 3,46, что выше, чем у выпускников прошлого года (3,1).
В разрезе школ района первенство по результатам ЕГЭ по этому предмету принадлежит Цивильской СОШ № 2 – 4 балла. Следует отметить, что Цивильская СОШ №2 является единственной школой, выпускники которой сдали ЕГЭ по математике без двоек. На 2-ом месте СОШ п. Опытный – 3,7 баллов, на 3-ем – Цивильская СОШ № 1 – 3,5. Выпускники Вурумсютской школы набрали 3,3 балла, по 3,2 балла – у Богатыревской, Конарской, Таушкасинской, Чурачикской средних школ. У всех остальных показатели ниже 3 баллов.
Средний балл по русскому языку в сравнении с прошлым годом ниже на 0,02 балла. В рейтинге школ района лидирует школа п. Опытный, выпускники которой набрали 3,9 балла по 5-балльной шкале и 57,9 – по 100-балльной шкале. На 2-ом месте – Чурачикская СОШ №2, на 4-ом – Первомайская СОШ.
Результаты ЕГЭ по математике, химии, биологии, обществознанию, истории в 2007 году лучше, чем в прошлом.
Наглядным показателем качества образования являются результаты предметных олимпиад. В 2006-2007 учебном году олимпиады для учащихся 8-11 классов прошли по 22 предметам, кроме того организована интеллектуальная игра для учащихся 3-4 классов, учащиеся 5-7 классов состязались в математической олимпиаде «Юные дарования». В них приняло участие 1005 школьников, а в предыдущие три года – 875, 840, 870. Бесспорным лидером в предметных олимпиадах в 2006-2007 году является Цивильская СОШ №2.
Наблюдаемый рост участников предметных олимпиад объясняется увеличением популярности интеллектуальной игры младших школьников и олимпиады по информационным технологиям, а также активизацией работы учителей начальных классов и информатики.
Общее число участников из сельских школ составляет 73% (84% в прошлом году), городских – 27% (против 16% в 2005-2006 учебном году). Тем не менее, городские школы готовят 42% победителей и призеров олимпиад. Таким образом, каждый третий представитель города является призером районной олимпиады. Это является следствием планомерной и успешной работы с одаренными детьми.
Стабильные результаты показывают, что аналогичную работу с учащимися проводят и такие школы как СОШ п. Опытный, Чурачикская, Первомайская, Конарская, Таушкасинская средние школы. Улучшили результаты по сравнению с прошлым годом Михайловская, Тувсинская, Чиричкасинская средние и Малоянгорчинская, Поваркасинская основные школы. В этом учебном году сдали свои позиции Богатыревская СОШ, Вурумсютская ООШ.
Анализ показывает, что лучшими в предметных олимпиадах по физике, математике, информатике были и остаются учащиеся Цивильской СОШ №1, Цивильской СОШ №2, СОШ п.Опытный, Чурачикской СОШ. В районе второй год проходит олимпиада по информационным технологиям. Необходимо отметить, что разница в уровне подготовленности большинства участников, как из городских, так и сельских школ незначительна. Это дают свои результаты элективные курсы, профильное и предпрофильное обучение. Учащиеся района активно участвуют в российских очно-заочных интеллектуальных играх «Российский медвежонок», «Кенгуру», в республиканской игре «Чувашская ласточка», в турнире городов по литературе. Если в 2006 учебном году в этих интеллектуальных играх участвовало 1800 учащихся, то в 2007 году количество участников выросло да 2100.
Каждый учитель, каждая школа гордится учащимися, которые отлично успевают, занимают призовые места на республиканских олимпиадах и конкурсах. Призерами республиканской олимпиады в этом году стали ученицы Цивильской СОШ №1 Наталия Кудрявцева, Мария Дачева и ученица СОШ п.Опытный Алена Николаева. Результаты восьмиклассников Цивильской средней школы №1 Ильи Талызина и Светланы Ивановой на республиканской олимпиаде по математике не просто вошли в десятку лучших, но и оказались самыми высокими в рейтинге среди сельских школ. Ребята уступили по баллам лишь учащимся физико-математического лицея столицы республики.
Национальный проект «Образование» это и государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов и стипендий. В районе складывается определенная система стимулирования талантливой молодежи, достигшей значительных результатов в общественной, учебной, творческой, проектной деятельности, в том числе учащихся общеобразовательных школ, центра дополнительного образования. Традиционными стали встречи главы Цивильского района Н.В.Евдокимова с юными талантами, отличившимися спортсменами, выпускниками-медалистами. С 2002 года назначаются именные стипендии главы в размере 100 рублей сроком на 1 год наиболее отличившимся в учебе и проявляющим активную жизненную позицию учащимся. По итогам учебного года 39 учащихся школ района и учреждений дополнительного образования за достигнутые успехи в учебе, творчестве, спорте удостоены стипендии Главы Цивильского района, 7 – представлены на соискание именной стипендии Президента ЧР и стипендии за особую творческую устремленность, одна выпускница удостоена стипендии фонда Чувашии.
Воспитание детей и молодежи в районе определяется как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности. Во исполнение подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в 2006-2010 годах и в целях профессионального совершенствования, распространения передового педагогического опыта, повышения престижа института классного руководства 12 января 2007 года проведен районный конкурс на лучшего классного руководителя «Самый классный классный». По итогам конкурсного отбора в общеобразовательных учреждениях и совместным решением педагогического и родительского советов, профсоюзных организаций на муниципальный этап конкурса выдвинуто 17 классных руководителей из 14 школ. К сожалению, на конкурсе не приняли участие классные руководители Михайловской СОШ, Булдеевской, Визикасинской, Малоянгорчинской, Медикасинской, Нижнекибексинской, Первостепановской, Чиршинской ООШ.
Надо сказать, что конкурс стал своеобразным смотром опыта инновационных преобразований в воспитательной практике, показал, что в школах района интенсивно развиваются процессы обновления содержания воспитания. Алина Витальевна Михайлова (СОШ п. Опытный), Антонина Ивановна Сергеева (СОШ п. Опытный), Ангелина Анатольевна Емельянова (Цивильская СОШ № 1), Людмила Геннадьевна Петрова (Чурачикская СОШ), Елена Валерьевна Васильева (Первомайская СОШ), Елена Алексеевна Арсентьева (Тувсинская СОШ), Любовь Егоровна Васильева (Игорварская СОШ), Татьяна Викторовна Михайлова (Цивильская СОШ № 1) стали призерами районного конкурса в возрастных категориях. Набрав наибольшее количество баллов на районном конкурсе, Алина Витальевна Михайлова удостоена чести участвовать на республиканском конкурсе. В номинации «Педагогика сотрудничества» Алина Витальевна стала победителем.
Внешкольная и внеклассная работа направлена на всестороннюю организацию детской самодеятельности, укрепление здоровья детей, создание в коллективе благоприятной среды психологической атмосферы и т.д. Большие воспитательные возможности открывают занятия в кружках и секциях. В 2006-2007 учебном году в школах района организовано 293 кружка и секции, внеурочной деятельностью охвачено 89% учащихся. В кружках и секциях, организованных в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, занималось 93% учащихся, состоящих на внутришкольном учете.
Руководствуясь статьей 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отдел образования, образовательные учреждения проводят целенаправленную работу по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, выявлению семей, находящихся с социально-опасном положении. В 2007 году проведено на заседаниях КДН рассмотрено 75 заявлений общеобразовательных учреждений. Совместными усилиями субъектов профилактики проведено 202 рейда, из них: 9 – антиалкогольных, по 60 торговым точкам в целях выявления фактов нарушения продажи алкогольной продукции, 46 - по местам массового скопления молодежи, 152 – по неблагополучным семьям. Три несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлены в реабилитационный Центр Ленинского района г. Чебоксары. Четыре родителя лишены родительских прав в отношении 7 несовершеннолетних. Планомерная, скоординированная работа по профилактике и предупреждению правонарушений дает положительные результаты. За 7 месяцев 2006 года количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, составляло 37, за аналогичный период 2007 года – 17 (-54 %).
Органом опеки и попечительства продолжена работа по выявлению, учету и устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной поддержке. С начала 2007 года выявлен 21 ребенок указанной категории. В настоящее время на учете в органах опеки и попечительства состоят 143 несовершеннолетних. Функционируют 3 патронатных семьи, в которых воспитываются 5 воспитанников Чебоксарского детского дома. В 2007 году три выпускника школ района из числа сирот получили целевые направления для зачисления вне конкурса в высшие учебные заведения. В детский оздоровительный лагерь республиканского подчинения выделена 1 путевка для детей их категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Летом 2007 года в 12 школах района функционировали пришкольные оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха с общим охватом 1480 детей. Администрации школ приложили максимум усилий для создания благоприятных условий детям, для организации содержательного досуга детей.
В бюджете района по отрасли «Образование» на 2007 год всего предусмотрено 115.095.581 рублей, в том числе на выплату заработной платы работникам образования – 77.539.734 рубля. За январь – июль 2007 года освоено 59.208.769 рублей (51%), в том числе заработная плата – 42.299.480 рублей (54%). По реализации приоритетного национального проекта «Образование» на выплату вознаграждения за классное руководство использовано средств на сумму 1.573.612 рублей из республиканского бюджета и 546.058 рублей из муниципального бюджета. На ткущий ремонт школ использовано средств на сумму 1.119.616 рублей, на ремонт кровли – 1.569.019 рублей, на ремонт системы электроснабжения – 84.694 рубля, монтаж пожарной сигнализации – 1.200.936 рублей, на ремонт системы отопления – 137.299 рублей.
В республику продолжает поступать учебное оборудование. В 2006-2007 учебном году оборудование для кабинета биологии получила Цивильская СОШ № 1, Цивильская СОШ № 2 – интерактивную доску. В конце июля школы республики получили 21 кабинет физики в безвозмездное пользование, один из них – Цивильская СОШ № 1 на сумму 392.081 рубль. В рамках проекта модернизации системы образования начинает поступать оборудование для пищеблоков в базовые школы и ученическая мебель для первоклассников, учебно-методическая литература для библиотек всех школ.
Соглашением о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве, заключенным между Кабинетом Министров Чувашской Республики и администрацией района от 15.03.2007 года, определены объемы софинансирования мероприятий приоритетного национального проекта «Образование: на государственную поддержку талантливой молодежи 33.600 рублей, денежное поощрение лучших учителей – 600.000 рублей, развитие технической основы современных информационных технологий – 383.400 рублей, оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием – 1.709.800 рублей, эксплуатацию школьных автобусов – 586.700 рублей. По реализации Комплексного проекта модернизации образования из республиканского бюджета на капитальный ремонт школ выделено 2.512.000 рублей, из них на сегодняшний день использовано 1.726.166 рублей ( Цивильская СОШ № 1 – 380.880 рублей, Цивильская СОШ № 2 – 442.160 рублей, Первомайская СОШ – 463.426 рублей, СОШ п. Опытный – 439.700 рублей).
Общеобразовательные учреждения неплохо подготовились к новому учебному году. Максимум усилий приложили к этой работе руководители и педагогические коллективы Кокшакасинской ООШ, Первостепановской ООШ, Первомайской СОШ, Тувсинской СОШ, Игорварской ООШ, СОШ п. Опытный, ДОУ № 1 г. Цивильска, Школы-интерната коррекционного вида № 2 и ряда других школ. Поэтому я полагаю, что учебный год в общеобразовательных школах начнется организованно.
В наступающем учебном году нам предстоит решать не менее важные задачи: это и постепенный переход к единому нормативу для городских и сельских школ, и продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, и введение новой системы оплаты труда, а также формирование объективной системы оценки качества образования, совершенствование системы аттестации педагогических и руководящих работников и др. С нынешнего учебного года в рамках комплексного проекта модернизации образования вводится принципиально новая, дифференцированная система оплаты труда. Поэтому ответственность школы, учителя за подготовку детей к будущей профессиональной деятельности, создание условий для качественного образования во много раз возрастает. Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров в своем выступлении на республиканской конференции работников образования, которая состоялась 17 августа 2007 года, отметил, что школа, как никакой другой общественный институт, несет ответственность за качество изменений, и в первую очередь, за качество изменений человеческих ресурсов.
Как известно, фонд стимулирования учителей за особые достижения в работе с 1 сентября будет введен во всех школах республики. Каждой школе на эти цели в 2007 году выделяется 10 % от общего фонда оплаты труда. Кто именно из педагогов получит надбавки, будут решать администрации школы – и обязательно – попечительский (управляющий) совет. А полностью новую систему оплаты труда апробируют только в школах-миллионерах. В нашем районе – СОШ п. Опытный. В этих школах будут введены стимулирующие надбавки и новая базовая зарплата. Определяться она будет один раз в год (на 1 сентября), и при введении ее учтут стаж, квалификацию, уровень образования учителя.
Постановлением Главы Цивильского района № 514 от 18 июня 2007 года утвержден муниципальный план реализации комплексного проекта модернизации образования в Цивильском районе и состав районной рабочей группы, распоряжением главы № 192- р от 15 августа 2007 года утверждено положение о муниципальном общественном совете при отделе образования администрации Цивильского района, а также состав общественного совета. 2 июля 2007 года вопросы перехода на новую систему оплаты труда обсуждены на совещании руководителей общеобразовательных учреждений. Издан приказ отдела образования администрации Цивильского района № 110 от 16 июня 2007 года «Об уведомлении педагогических работников о введении новой системы дифференцированной оплаты труда», в соответствии с которым во всех образовательных учреждениях проведена работа по вручению уведомлений педагогическим работникам о введении новой дифференцированной системы оплаты труда.
Ключевой задачей модернизации образования в районе является улучшение качества образования. С целью привлечения граждан к оценке качества образования создается система гражданского просвещения относительно результативности образования. В настоящее время в 7 школах согласно зарегистрированному уставу созданы попечительские советы. В ближайшее время в Уставы общеобразовательных школ и Положения о попечительских советах необходимо внести изменения, чтобы советы обладали комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда.
Оценивая ход выполнения комплекса мероприятий по реализации комплексного проекта модернизации образования и работу, проводимую отделом образования и коллективами образовательных учреждений, хочу еще раз обратить внимание на следующие проблемы, которые мы будем решать в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике в наступающем учебном году:
1. Введение новой системы оплаты труда работников образования, направленной на повышение доходов учителей
2. Развитие принципа нормативного подушевого финансирования
3. Развитие системы оценки качества образования
4. Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства
5. Расширение общественного участия в управлении образованием
Уважаемые учителя и все педагогические работники! Я желаю вам большой успешности, крепкого здоровья, творчества и достижений, поиска и инноваций, новых проектов и результатов. Пусть успехи ваших детей станут вам наградой за любовь и заботу.