Есть и толика жителей нашей деревни
Жизнь и деятельность деревни Нюрши в годы войны
Аркадий АРСЕНТЬЕВ,
Перевод Зои РУСАНОВОЙ
первые дни войны
22 июня 1941 года, когда народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов сообщил о нападении Германии на нашу Родину, народ очень встревожился. Люди друг с другом разговаривали тихо, с боязнью. Что их ожидает? Что делать?
В первые же дни военный комиссар крепким мужикам вручил срочные повестки для отправки на фронт. В деревне каждый день плакали люди, провожая защитников Отечества на войну. В последние дни августа наш отец, Арсентий Иванов, возвращаясь вечером с пахоты, сообщил нам о получении повестки. Дома не было хлеба, и мы вместе с отцом пошли в колхозный амбар и принесли пуд муки. Мать спешно испекла хлеб, из одного каравая даже успела заготовить сухари. На другой день отца проводили на войну. Перед уходом из дома он начал каравай. Кусочек хлеба посолил, съел его, каравай положил на стол и сказал на прощание: “Пусть на этом столе всегда будет хлеб”. Дома остались мать Анна Васильева, дед Иван Михайлов, я - Аркадий, мои сестренки Нина и Юлия, братишка Петр.
На фронт провожали не только мужчин, но и пригодных к армии лошадей. Одному солдату доверяли по 5-6 лошадей. За короткое время опустели деревни.
Положение в городе
В годы войны районный центр - г. Цивильск - был полон солдатами, их было множество и в деревнях. Большие дома и столовые тоже занимали солдаты, они шли по улицам города со строевой песней “Вставай, страна огромная”. На полях, вблизи города, проходили военные учения. Стрельба из оружия стояла в ушах. Недалеко от села Рындина находился военный аэродром, там летчики учились летать. Зимой чистить аэродром от снега помогали и жители ближайших деревень.
Если честно, люди в тылу старались помогать фронту как только могли, ни днем, ни ночью они не знали покоя.
Еще в первые дни войны возле деревни Нюрши строем проходили солдаты в сторону Казани. Им не было конца. Иногда у нас они останавливались на ночь. Мать для них варила суп и кормила их, по просьбе солдат топила и баню.
Колхозные дела
В колхозе “Красный Октябрь” деревни Нюрши часто менялись председатели. К началу войны председателем являлся Порфирий Семенов. Его мобилизовали на войну, жаль, оттуда он не вернулся. Мало побыл председателем и Прокопий Никитин. И он по повестке ушел на фронт, сложил голову за Родину. После него хозяйством руководила Евгения Иванова. Конечно, нелегко пришлось ей в этот ответственный период. Действовали 4 бригады. Работали одни женщины да дети. В колхозе были 14 работающих лошадей, 10 телег, 8 саней, 5 двухрядных плугов, 8 деревянных борон с железными зубчиками и единственная ручная сортировка марки ВС. Кроме них, еще была упряжь для лошадей. А работы и летом, и зимой было непочатый край. Кроме своевременной уборки зерна, картофеля, нужно было выполнить и государственные наряды. Зимой из далеких ибресинских лесов до железнодорожной станции возили дрова, в местных лесах заготавливали дрова для солдатских казарм, столовых, эвакогоспиталя города Цивильска. Выполняя планы государства, возили зерно на Урмарский элеватор, в Чебоксары, картошку отправляли на Марпосадский спиртзавод, Унгасемский крахмальный завод, коноплю - на Аликовский завод. Все эти работы выполнялись вручную. Наверное, поэтому за лошадьми ухаживали с большим вниманием. Конюх нашей бригады Зинаида Александрова сама встречала лошадей с работы. Чем кормить лошадей, когда поить, можно ли запрягать или нет - все знала только она. Перед посевной лошадей не запрягали, старались кормить хорошенько и по-отдельности.
Я уже упомянул, что всю работу делали женщины. Пахарями были Татьяна Данилова, Екатерина Михайлова, Фекла Гаврилова, Федора Григорьева. Они, проводившие своих мужей и братьев на войну, чтобы приблизить День Победы, изо всех сил трудились на полях, пахали землю, чтобы земля не затвердевала, сразу же бороновали. Анна Андреева, Ирина Леонтьева, Степан Ефимов, Степан Кузьмин, повесив на шею лукошко, вручную сеяли зерно. Хочется отметить и это: хотя пахари знали, что им с утра на работу, но бригадир с зарей ходил по домам и стучал в окно, созывая на работу (наверное, чтобы пахари на работу вышли в одночасье). Таким образом, работа начиналась уже с рассветом, после пахоты за какой-то промежуток времени пахари, не отпуская лошадей, на борозде же принимали завтрак. Старались засеяться своевременно и не тратили попусту время.
Сразу же после посевной на поля под паровые земли вывозили навоз. Накопившийся за зиму навоз колхоза и подсобных хозяйств отдельных граждан раскидывали на колхозных полях. Затем начиналась зяблевая вспашка. Пахари готовили землю под озимые. Районные, республиканские органы по земельным делам следили за ходом поднятия зяби, работы надо было выполнить к 10-15 июня.
Деревенская кузница
Чтобы ремонтировать телегу и сани, плуг и бороны, серп и косу, подковывать лошадей, в колхозе работала кузница. Она действовала круглый год и без выходных дней. В кузнице использовался специально подготовленный древесный уголь. За его покупкой с лощадьми отправлялись за Волгу. В то время прославленным кузнецом был Павел Иванович Сарапин из города Цивильска.
Соревнование между колхозами
Колхозы и бригады, находившиеся по соседству, организовывали меж собой соревнования. Перед посевной ходили друг к другу и проверяли, где как подготовились. Показывали, кто с чем выходит в поле. Вот пахарь запрягает двухрядный плуг, бороновальщик к трем лошадям прикрепляет три бороны, запрягает тележку, на ней - пустые мешки и лукошко для семян. Председатель колхоза “Вперед” деревни Чиричкасы Степан Федорович Федоров, возвратившийся с войны без одной руки, при проверке похвалил нашу бригаду за хорошую подготовку. Я, 16-летний полевой бригадир, был горд.
Уборка урожая
Урожай жали серпом и косили косой, его возили на ток и клали в снопы, затем хлеб молотили цепами и веяли зерно. Все работы выполнялись вручную. Никто никого насильно не заставлял. Народ трудился сознательно, во имя победы над немецкими захватчиками. Стар и млад свою работу выполнял добросовестно и сполна. Работали и днем, и ночью. Сознательность была высокая, во время страды никто по улицам деревни не слонялся, все трудились в поле. Каждый жал хлеб на выделенном ему участке. Бригадир ежедневно измерял у каждого по-отдельности и записывал в трудовую книжку. Это вдохновляло тружеников. Кроме того, выделялись отдельные участки, на которых и учили молодежь трудиться. На сжатых полях хозяева же снопы собирали в копны. Работа длилась дотемна. Пока люди не возвращались с поля, пастухи стадо в деревню не отпускали. Сжатый и скошенный хлеб возили на токи, расположенные вблизи деревень, и собирали в копны. Копны клали Мария Алексеева, Анна Андреева, Ирина Леонтьева. Трудовой народ радовался, когда вовремя успевал уложить снопы в копны, не давая промокнуть зерно под дождем. В сухую погоду хлеб молотили цепами в открытом месте, а в непогоду - под крытым током. Если не справлялись, то эту работу приходилось выполнять и в зимние дни. Но и в годы войны, как бы ни было тяжело, зерно, сено, солому, картофель под снегом не оставляли.
Сельчане работали непокладая рук, но какова была урожайность? Помню, земледельцы Алтайского края вышли с обращением ко всем труженикам села получить не менее 100 пудов (16 ц) зерна с гектара. Хотя нам далеко было от алтайцев, но в годы войны сумели собрать по 70-80 пудов зерна с гектара и тем самым наполнили колхозный амбар. Выполняли и основные, и дополнительные планы государства. Правда, в годы войны не только наш колхоз, вся Чувашия так работала. Старались помочь фронту.
В 1944 году Чувашская АССР по урожайности 1943 года по СССР заняла второе место и удостоилась Красного Знамени Государствненого комитета обороны.
Они сражались за Родину
Безжалостная война оставила глубокие раны и в сердцах наших сельчан. Многие женщины и дети, трудившиеся в тылу и приближавшие День Победы, не дождались своих мужей, отцов. Навсегда остались лежать на поле брани и члены нашей бригады: Илларион Андреев, Федор Михайлов, Иван Павлов, Максим Семенов, Николай Михайлов, Иван Андреев, Николай Гурьев, Арсентий Иванов, Иван Игнатьев, Степан Игнатьев. Пусть земля им будет пухом.
А судьба моего отца, Арсентия Ивановича Иванова, такова. На войну его провожали 1 сентября 1941 года из Цивильского военного комиссариата. Солдатскую шинель надел он в г. Рыбинске Ярославской области. Ему довелось сражаться в 525-ом артиллерийском полку. В своем последнем письме он написал, что, преследуя врагов, перешли Днепр. Отец погиб 25 октября 1944 года. Пришло извещение с таким текстом: “Похоронен около мельницы села Сергеевск Широковского района Днепропетровской области”. Я начал переписываться с юными следопытами и из их письма узнал, что на кладбище недалеко от школы среди имен солдат есть и имя отца. Школьники желали подробнее узнать об отце, благодарили за его подвиг во имя освобождения Украины от врагов. Писали, что в Дни Победы, праздники они возлагают гирлянды на могилы солдат. Приглашали на праздник Дня Победы к себе. Спасибо им за это.
Жители нашей деревни супруги Василий Исаев и Ксения Петрова на войну проводили пятерых сыновей - Филимона, Николая, Григория, Фегония, Петра. К сожалению, все сложили головы. В дань памяти братьев на стену дома, где они жили, поместили Памятную Доску, улицу назвали именем братьев Васильевых.
Да, ценой жизни ковал советский народ День Победы. И в этой победе есть и толика жителей деревни Нюрши.
"Цивильский вестник" 8 мая 2003 года