Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Город юности - Цивильск

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://zivil.cap.ru/

“Цивильский вестник” от 5 марта 2003 года

 Николай ФЕДОРОВ

Позади семь лет учебы, мне - скоро пятнадцать лет. Трудные послевоенные годы. Куда пойти учиться в такое время, зная, что родители ничем тебе не могут помочь?

Многие мои товарищи изъявили желание поступить учиться в Канашскую железнодорожную школу, где одевают и кормят за счет государства. Было желание поступить в Цивильскую фельдшерскую школу. Наши старшие товарищи Аркадий Котлеев и Иван Никоноров учились на последнем курсе Цивильского педагогического техникума. Они, наверное, и повлияли на мое окончательное решение. Мы с Виталием Котлеевым, выдержав экзамены, стали учащимися этого учебного заведения. Вскоре техникум переименовали в училище. Чтобы стать учителем начальных классов, нам надо было учиться четыре года. Город Цивильск для нас был незнакомым. Мы приезжали сюда раз в год на ярмарку. В городе не было ни родственников, ни знакомых, к которым можно было устроиться на квартиру. Поэтому каждый день рано утром, преодолевая пешком семь-восемь километров, спешили на учебу, после уроков - такое же расстояние в обратном направлении. На зиму подыскивали частные квартиры, чтобы было где переночевать. До декабря 1947 года хлеб выдавали по карточкам - 400 граммов на день. До сих пор удивляюсь тому, как мама успевала к семи часам утра выпекать хлеб из картофеля. Крахмальный хлеб можно было есть только в первый день, на второй-третий дни становился несъедобным, тянулся, как резина. Одевались в то, что есть, лишь бы не было грязно. Даже многие старшекурсники ходили в лаптях. Как-то осенью, обутый в отцовские солдатские ботинки, я случайно наступил на лапти третьекурсника Аркадия Котлеева и оборвал связки от лаптей. Как только не обозвал он меня тогда: “хвалишься, что в ботинках...” На третьем курсе впервые надел хлопчатобумажный костюм. Отец купил на деньги, заработанные на лесозаготовках. В первый же день из-за неосторожного обращения на уроке химии с серной кислотой я испортил свой костюм, пришлось ставить заплатку.

Училище находилось в бывшем Тихвинском монастыре. В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась солдатская казарма. На стенах были заметны рисунки на военные темы, портреты Сталина. Такое огромное здание отапливалось дровами. На первом же курсе на зимних каникулах нас, мальчиков, повезли на заготовку дров в Буинск вручную пилить и валить вековые деревья, перевозить на железную дорогу, грузить в вагоны. Юношам 14-15 лет было нелегко, тем не менее, работали. Но главное - учеба. В первые годы она давалась с трудом. Причины - слабое знание русского языка, нехватка учебников, плохие семейно-бытовые условия. Многие преподаватели училища понимали это. Они старались из числа вчерашних сельских учеников подготовить хороших учителей начальных классов для сельских же школ. Теплые воспоминания остались о преподавателях А. Н. Ивановой, руководительнице нашего курса, П. П. Петрове (Шоор), преподавателе чувашского языка и литературы, В. А. Александрове, преподавателе физкультуры, и многих других методистах. К сожалению, многих сегодня нет среди живых. Ведь с тех пор, как мы окончили учиться (1951 г.), прошло 50 лет.

В первые годы работы после окончания училища я понял, что обладаю недостаточным знанием, необходимым для обучения и воспитания детей (об этом в продолжении). Занятия П. Шоора, В. Рзая (литературные псевдонимы), литературные вечера, творческие конкурсы, встречи с чувашскими поэтами и писателями помогли мне сохранить любовь к литературе, продолжить связь со средствами массовой информации (сотрудничал с радиокомитетом). Хотя ростом и физической силой я среди остальных не выделялся, но спорт любил. В составе сборной команды училища не раз выезжал в Чебоксары, в те годы в районе первыми завоевателями кубков районной газеты по лыжам и по легкой атлетике были будущие учителя. Честь училища защищали наши старшие товарищи Н. Павлов, П. Яковлев, В. Иванов, мои однокурсники Г. Васильев, Р. Герасимова, Н. Серафимова, А. Иванов и другие (см. снимок). Сохранившиеся спортивные грамоты напоминают, что когда-то был чемпионом училища, района по лыжам. Конечно, у нас были не те лыжи, не те результаты, что имеют и показывают сегодняшние спортсмены.

Четыре года учебы, четыре года жизни в городе Цивильске. Выступления с концертами в старом доме культуры (бывший дом Курбатова), старинный парк, весенние разливы, первые встречи с девушками, первый опыт педагогической деятельности - все это в годы юности.

В марте 1951 года мы, четвертокурсники М. Воротников, В. Котлеев, и я, в Нижнекибексинской средней школе прошли самостоятельную педагогическую практику. Потом началась подготовка к государственным выпускным экзаменам. Стало известно, куда направляют работать часть выпускников. В один день, проходя по территории училища, услашал по громкоговорителю песню “Славное море, священный Байкал”, передаваемую по заявкам радиослушателей. Остановился, прослушал песню до конца. К этому морю предстояла наша дальная дорога.


   Охрана труда в Чувашской Республике          

Система управления контентом
429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Маяковского, д.12
Телефон: 8(83545) 21-2-15
Факс: 8(83545) 21-3-63
E-Mail: zivil@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика