Уважаемые участники совещания, коллеги!
В канун нового 2006-2007 учебного года сердечно поздравляю всех с Днём знаний. Первое сентября – это поистине всенародный праздник. Любимый. Запоминающийся. Мне хочется пожелать всем педагогам сил, здоровья, успехов в великом деле обучения и воспитания. Позвольте выразить глубокую признательность и благодарность за ваш труд, душевную теплоту и любовь к юному поколению.
Традиционно остановлюсь на некоторых итогах ушедшего учебного года. В 2005-2006 учебном году деятельность образовательных учреждений была направлена на создание условий максимально полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, создание равных возможностей для получения качественного образования. Проделан немалый объем работы по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования. Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – не нова: система образования района успешно реализует ее в течение ряда лет. СОШ п. Опытный, Чурачикская СОШ стали ресурсными центрами, Богатырёвская СОШ, Первомайская СОШ, Цивильская СОШ № 1, Цивильская СОШ № 2 – базовыми школами. Символами нового качества жизни школ стали президентские школьные автобусы; их в районе – 8.
В рамках Программы реструктуризации сети общеобразовательных школ в 2005 году в районе 2 средние школы (Визикасинская и Чиршинская) были реорганизованы в основные, а Первосеменовская ООШ – в начальную. В 2006 году реорганизовано в основные Игорварская, Медикасинская, Поваркасинская СОШ. Основная причина – сокращение классов-комплектов и снижение контингента учащихся. В 2005 году количество учащихся общеобразовательных школ района снизилось по сравнению с 2004 года на 226 человек. В 2006 году предполагается сокращение контингента учащихся на 197 человек. С другой стороны, сокращение малокомплектных школ небеспочвенно. Качество знаний учащихся и выпускников малокомплектных школ значительно уступает, о чем свидетельствуют результаты проверок и выпускных экзаменов, в том числе и ЕГЭ. Переход на профильное обучение в малокомплектных школах практически невозможен. И оснащение их дорогостоящим оборудованием слишком накладно. Немало проблем и с кадровым обеспечением, что напрямую связано с качеством образования.
В связи с реструктуризацией школ освобождаются классные помещения, где открываются дошкольные группы. Положительным примером стало открытие таких групп на базе Михайловской СОШ (2 группы), Игорварской СОШ (1 группа), Малоянгорчинской СОШ (1 группа) с охватом 82 ребенка. С 1 марта 2006 года открыта 1 группа при Поваркасинской СОШ с охватом 20 детей. А вообще, охват дошкольным образованием в районе составляет 62% (в 2005-ом – 55%). Равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения создаются на основе развития сети различных видов дошкольных образовательных учреждений, разнообразия режима их работы и оказываемых воспитательно-образовательных услуг. С учетом пожеланий родителей в 5 детских садах предоставляются платные дополнительные услуги. В соответствии с запросами родителей в дошкольных учреждениях введены дифференцированные режимы работы. Действуют 3 круглосуточные группы с 24 часовым режимом работы на базе ДОУ п. Конары и Опытный. В дошкольных учреждениях № 3, 5 г. Цивильска, п. Опытный открыты группы кратковременного пребывания детей (адаптационные группы), где дети после успешной адаптации по желанию родителей переводятся в обычную группу. В целях оказания своевременной коррекционной помощи детям, имеющим недостатки в физическом, психическом развитии, на базе организована работа коррекционных групп: на базе дошкольного учреждения «Родничок» - 2 группы для детей с нарушениями речи, «Елочка» - для детей с туберкулезной интоксикацией. С 1 сентября 2006 года планируется открытие группы для детей с общим недоразвитием речи в детском саду «Солнышко» с. Чурачики.
Для эффективного решения существующих проблем в дошкольном образовании, более полного удовлетворения запросов населения мы выделяем в своей работе три основных блока: открытие консультационных пунктов для детей, не посещающих дошкольные учреждения, на базе фельдшерских пунктов и сельских библиотек, открытие дошкольных групп в общеобразовательных школах и наиболее полный охват пятилетних детей предшкольным образованием.
В своем докладе основной акцент я делаю на качество и доступность образования. Под качеством образования мы должны понимать и соответствие образовательных результатов государственным программам. Поэтому хочу подчеркнуть, что за выполнением учебных планов, государственных программ, реализуемых общеобразовательными учреждениями, мы ведем постоянный контроль. Учебные планы школ строятся на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений ЧР (приказ МО ЧР от 14.07.1998г. № 268) и нового Базисного учебного плана (приказ МО ЧР от 10.06.2005г. № 473), предусматривающего раннее изучение информатики и иностранного языка, предпрофильную и профильную подготовку старшеклассников. Анализ показывает, что если в 2004-2005 учебном году переход на новые учебные планы начали всего 5 школ, то в 2005-2006 учебном году уже 12. Раннее обучение иностранному языку велось в 20 школах, информатике – в 11. Во всех русскоязычных школах изучается как предмет «Чувашское слово» в 1-9 классах и чувашская литература – в 10-11 классах. За счет часов национально-регионального компонента в 5-9 классах преподается предмет «Культура родного края», в отдельных школах он ведется интегрированно с другими предметами. В учебные планы всех школ введен третий час физической культуры на всех ступенях обучения. В 8 школах введена допрофессиональная подготовка (в основном по специальности «Тракторы и сельхозмашины»). Начат переход на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников. Сложилась определенная система в данном направлении деятельности в СОШ п. Опытный. Как результат – высокое качество образования, конкурентоспособность выпускников (более 60% выпускников ежегодно поступает в высшие учебные заведения республики и за ее пределами). По организации предпрофильного и профильного обучения неплохо поставлена деятельность Цивильской СОШ № 1. В данном направлении ими сделаны первые шаги, но уже есть положительные сдвиги: растет поступаемость выпускников в ВУЗы. По итогам ЕГЭ 2006 года школа значительно улучшила свои качественные показатели по многим предметам, в т.ч. по профилирующим (физика и математика).
Учитывая качество образовательного процесса, кадровый потенциал учебных заведений, состояние учебно-материальной базы и другие ресурсы, распоряжением главы Цивильского района от 05.06.2006г. № 88-р профильные классы в 2006-2007 учебном году будут функционировать при СОШ п. Опытный, при Цивильской СОШ № 1, Чурачикской СОШ, Цивильской Сош № 2.
Анализируя деятельность школ по переходу на новые учебные планы, нужно отметить, что отдельные образовательные учреждения не учитывают при этом состояние ресурсного обеспечения. Так, например, в отдельных школах на раннее обучение иностранному языку перешли, не имея в наличии необходимых учебно-методических комплексов, квалифицированного педагога и т.д. Какое может быть качество от такой работы?! Но, ссылаясь на отсутствие условий, нельзя топтаться на месте всю жизнь. При таком подходе можно потерять учеников и школу в целом. Для заказчиков, а это, прежде всего, родители, сегодня очень важно качество образования их детей.
В 2006 году реализация приоритетного национального проекта осуществлялась по следующим направлениям: стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии, стимулирование инновационной деятельности учителей, государственная поддержка талантливой молодёжи, информатизация образования, дополнительное вознаграждение за классное руководство. Решение всех задач в названных направлениях проводилось в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Цивильском районе на 2006 год, утверждённым постановлением Главы Цивильского района Н.В. Евдокимова. На основании распоряжения Главы района № 02-р от 16 января 2006 года утверждено положение по конкурсному отбору учителей и образовательных учреждений на присуждение Грантов Президента Чувашской Республики и Российской Федерации. На мой взгляд, педагогические коллективы, руководители школ, претендовавшие на государственную поддержку, очень тщательно готовились ко Дню общественной экспертизы, проведённого в декабре месяце. Материалы на соискание премии Президента Российской Федерации были представлены двумя школами – Цивильской СОШ № 2 и СОШ п. Опытный. Отрадно отметить, что СОШ п. Опытный заняла 1 место среди сельских образовательных учреждений и получила премию в сумме 1 млн. рублей. Сош п. Опытный участвует в проекте Международного банка реконструкции и развития «Реформа образования в России». С удовлетворением отмечу, что опыт работы СОШ п. Опытный широко распространяется не только в Цивильском районе, но и в республике, изучается делегациями различных регионов. В прошедшем учебном году он был представлен участникам стажировки по проекту «Развитие и реализация модели деятельности муниципальной сети институтов общественного участия в управлении системой общего среднего образования Санкт-Петербурга». 16 мая школу посетили директор международного института образовательных инноваций Российского государственного педагогического университета имени Герцена Гороховатская Н.В., методист Курцева Е.Г. и старший преподаватель кафедры управления образованием Санкт-Петербургского Академии повышения педагогических кадров Шаляпина Т.А., которые познакомились с основными направлениями деятельности Совета школы и Попечительского совета школы. 6 апреля 2006 года на базе данной школы организована видеоконференция с директорами учреждений образования, руководителями органов управления образованием районов и городов Чувашии с министром образования и молодежной политики ЧР Г.П. Черновой, президентом Фонда «Центр стратегических разработок» и Института комплексных стратегических исследований М.Э. Дмитриевым, директором департамента по взаимодействию с регионами И.А. Огневым.
Действительно, в школе есть что показать. В ней широко представлена инновационная деятельность: реализация школьных проектов «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся», «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс», «Творческое саморазвитие и самореализация личности учителя», «Творческое саморазвитие и самореализация личности ученика», проведение конкурса инновационных методических разработок учителей, использование проектных технологий в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Администрацией Цивильской СОШ № 2 уделяется большое внимание формированию здоровьесберегающей среды в школе и выполнению комплексной программы «Образование и здоровье школьника», продолжается работа по апробации проекта «Мир школьника и его друзья». Руководит программой старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета Трофимова Валентина Ивановна.
Главную роль в повышении качества образования, усиления воспитательной направленности образовательного процесса играет педагогический корпус. От того, каков наш учительский корпус сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества и каково будет нашему поколению в нем. Система образования района богата творчески работающими педагогами. Так, 4 педагог Чурачикской СОШ – Лаврентьев Анатолий Генрихович, Александрова Альбина Геннадьевна, Егорова Вера Алексеевна, Михайлова Валентина Михайловна стали победителями и призерами республиканского конкурса «Педагогические инновации – 2006». Александрова Надежда Юрьевна, Баранова Татьяна Николаевна, Ремеслова Елена Михайловна – учителя Цивильской СОШ № 1 заняли III места в этом же конкурсе. Александрова Альбина Геннадьевна, заместитель директора Чурачикской СОШ, участвуя в республиканском фестивале инновационных образовательных программ и проектов «Инновация – путь к обновлению образования», заняла III место в номинации «Повышение квалификации педагогических кадров». Проекты «Творческое саморазвитие и самореализация личности учителя» и «Положение о школьном конкурсе инновационных методических разработок» (авторы – Фадеева Галина Георгиевна и Пыренкова Светлана Владимировна, директор СОШ п. Опытный и ее заместитель) заняли на этом фестивале I и III место. Школьный инновационный проект «Творческое саморазвитие и самореализация личности ученика» завоевал диплом лауреата республиканского фестиваля инновационных программ и проектов в номинации «Инновации в воспитании» (авторы – Фадеева Г.Г. и Слепова З.Г.). 8 учителей района подали документы на соискание премии Президента Российской Федерации гранта Президента Чувашской Республики. Учитель СОШ п. Опытный Петрова Татьяна Николаевна, Цивильской СОШ № 2 Бардышева Елена Юрьевна, Чурачикской СОШ Егорова Вера Алексеевна, Цивильской СОШ № 2 Ефимова Татьяна Анатольевна удостоились премии Президента Российской Федерации в размере 100 тысяч рублей.
Вопрос качества работы учителей напрямую связан и с оплатой труда. Причем оплата труда, я считаю, должна производиться не за количество проведенных уроков, а находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности труда. И нами принимаются дополнительные меры по стимулированию деятельности руководителей лучших образовательных учреждений и тех, в которых работают лучшие учителя. В 2005-2006 учебном году некоторые руководители школ получили небольшое денежное вознаграждение.
С 1 января 2006 года в районе начата выплата дополнительного вознаграждения за классное руководство. Его получают 249 классных руководителей. С января по сегодняшний день выплаченная сумма составляет 1 млн. 913 тысяч рублей. В целях активизации деятельности классных руководителей в марте 2006 года в районе проведен конкурс «Лучший классный руководитель – 2006». В нем приняло участие, к сожалению, только 10 классных руководителей, но они показали себя настоящими воспитателями. Среди них Васильева Галина Ювенальевна (Тувсинская СОШ), Егорова Галина Леонидовна (Цивильская СОШ № 1), Афанасьева Валентина Владимировна (Игорварская СОШ), Сергеева Людмила Ивановна (СОШ п. Опытный), Федорова Татьяна Николаевна (Первомайская СОШ), Васильева Эльвира Самуиловна (Чурачикская СОШ), Елисеева Надежда Зиновьевна (Чурачикская СОШ), Шеффер Марина Анатольевна (Цивильская СОШ «№ 1), Кириллова Татьяна Александровна (Цивильская СОШ № 2), Ешмейкина Ирина Анатольевна (Цивильская СОШ № 2). Победителем данного конкурса стала Сергеева Людмила Ивановна (СОШ п. Опытный). Участвуя в республиканском конкурсе, она оказалась среди 14 лучших классных руководителей, а в номинации «Педагогика-сотрудничество» стала победителем. Несомненно, стимулированием работников образования является и награждение грамотами и дипломами различного уровня. По итогам 2005-2006 учебного года к награждению представлены 66 работников образования.
Сегодня воспитание, дополнительное образование детей, учащейся молодежи в деятельности отдела образования, образовательных учреждений района по праву стало одним из направлений. Особое внимание уделяется гражданскому, художественно-эстетическому, патриотическому воспитанию детей и молодежи, привитию чувства национального самосознания, установок толерантного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании, развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни через систему соответствующих мероприятий, которых в учреждениях района в течение учебного года проводится немало.
Важным элементом системы оценки качества образования и обеспечения доступности является государственная поддержка одаренных детей. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах – один из наиболее эффективных методов оценки уровня знаний, неординарности мышления, способности к научной деятельности и готовности к дальнейшему обучению старшеклассников. В 2005-2006 учебном году в предметных школьных, районных, республиканских олимпиадах участвовало 870 школьников, в прошлом учебном году – 840. С удовлетворением отмечу, что по сравнению с прошлым годом в 2006 году в 3 раза улучшились результаты школьников района в республиканских дистанционных олимпиадах: 9 победителей и призеров (3). Учащиеся района традиционно активно участвуют во Всероссийских и международных играх, таких как «Русский медвежонок», «Чувашская ласточка», «Кенгуру» (1500). Растет число участников районной научно-практической конференции; для сравнения: в предыдущем учебном году было 108 учеников из 10 школ, в 2005-2006-ом – 162 из 15 школ. 25 победителей из 17 секций приняли участие в республиканской научно-практической конференции школьников. В районе, как и в целом по республике, проводится большая работа с одаренными детьми. За последние пять лет около 100 учащихся за успехи в учебе и активную жизненную позицию удостоились стипендии главы Цивильского района, 6 учащихся представлены на соискание именной стипендии Президента Чувашии, 6 – на соискание стипендии Президента за особую творческую устремленность. Три выпускника получают стипендии фонда «Чувашия» и еще 3 представлены к этой стипендии в этом году. За последние 5 лет 146 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями за «Особые успехи в учении».
Одним из показателей качества работы образовательного учреждения является итоговая аттестация выпускников. Выпускники 11 классов приняли активное участие в итоговой аттестации в режиме ЕГЭ, который в этом году в нашей республике проводился по 9 предметам. Каковы итоги I этапа?
Математику (обязательный экзамен) сдавало 387 выпускников и 1 выпускник прошлых лет. На «4» и «5» справились с заданиями 58,2% выпускников Цивильской СОШ № 1, 54,9% учащихся СОШ п. Опытный, 54,2% - Конарской СОШ, 49,1% - Цивильской СОШ № 2, 46,2% - Первомайской СОШ. Слабые знания у учащихся Богатыревской, Игорварской, Медикасинской, Михайловской, Поваркасинской, Таушкасинской, Тувсинской, Чиричкасинской средних общеобразовательных школ. По результатам ЕГЭ по математике Цивилький район находится на предпоследнем месте среди районов республики (на последнем – Шемуршинский район).
Гораздо хуже наши учащиеся по сравнению с прошлым годом сдали и ЕГЭ по русскому языку. Из 264 сдававших на «5» справились 17,4% (по республике – 17,5%), на «4» - 44,3% (по республике – 42,39%), на «3» написали 36% (по республике – 36,58%), на «2» - 2,3% (по республике – 3,5%). С заданиями по русскому языку справились на «4» и «5» 75% учащихся СОШ п. Опытный, 76,75% учащихся Чурачикской СОШ и Цивильской СОШ № 2, 100% учащихся Таушкасинской СОШ, 70% учащихся Первомайской СОШ, 66,6% учащихся Малоянгорчинской СОШ, 59,2% учащихся Цивильской СОШ № 1, 50% учащихся Конарской СОШ. Невысокие результаты у учащихся Вурумсютской, Игорварской, Поваркасинской, Тувсинской школ.
Знания учащихся по биологии также оказались хуже прошлогодних и несколько ниже республиканских. Хорошие результаты по биологии показали учащиеся ряда школ, справившиеся на «4» и «5»: СОШ п. Опытный – 80%, Чурачикская – 75%, Первомайская – 100%, Конарская – 66,7%. Несколько слабее оказались знания выпускников городских школ, Богатыревской, Игорварской, Михайловской, Поваркасинской, Чиричкасинской школ. Относительно лучше качество знаний у нынешних выпускников по химии. На «4» и «5» справилось 100% выпускников Первомайской СОШ и 80% СОШ п. Опытный. Слабее результаты у учащихся Цивильской СОШ № 1, Богатыревской, Конарской СОШ.
Физику в этом году учащиеся выбирали сознательно, в итоге результаты намного лучше прошлогодних, хотя республиканские показатели все же выше. Из 40 сдававших на «5» справились 10%, на «4» - 60%, на «3» - 27,5% учащихся. Хорошие знания показали учащиеся Цивильской СОШ № 1, СОШ п. Опытный.
Результаты ЕГЭ по обществоведческим дисциплинам гораздо ниже прошлогодних, особенно по истории. Из 11 сдававших 27,3% получили «2» и только 9% - «5». Примерно такая же картина и с обществознанием. Из 43 сдававших на «5» справились 20,93% выпускников, на «4» - 41,86%, на «3» - 25,58%, на «2» - 11,62%.
Иностранный язык (немецкий) сдавали всего 2 человека, выпускники Конарской СОШ. Оба сдали на «4», поступили в высшее учебное заведение.
Английский язык и географию для сдачи ЕГЭ ни один выпускник не выбрал.
Сократилось и число учащихся, показывающих на ЕГЭ высокие результаты. Как и в предыдущие годы 100 баллов по русскому языку набрал 1 человек – это выпускница СОШ п. Опытный Боченкова Ольга. Она же на ЕГЭ по математике набрала 93 балла. По 93 балла на ЕГЭ по русскому языку набрали выпускники этой же школы Тимофеева Анна, Салеев Ильназ и Васильева Елена. Высокие результаты и у выпускницы Цивильской СОШ № 1 г. Цивильска Ижелеевой Дианы: 97 баллов – по русскому языку и 91 балл по математике. 96 баллов набрал выпускник СОШ п. Опытный Петров Андрей на ЕГЭ по биологии. Все вышеназванные выпускники стали студентами вузов.
Впрочем, детальный анализ итогов ЕГЭ будет проведен завтра, 26 августа на секционных занятиях учителей-предметников.
Несмотря на то, что ЕГЭ всего лишь один из показателей качества образования, руководителям школ, педагогическим коллективам есть над чем подумать, искать и внедрять новые эффективные методы работы, дающие учащимся качественные знания. Руководителям предметных методических объединений учителей необходимо изменить стиль работы, усилить практическую направленность их деятельности по внедрению новых образовательных технологий, шире использовать возможности не только своих школ, но и ресурсных центров района, укреплять сотрудничество с Центром новых образовательных технологий.
В 2006 году основную школу окончило 573 ученика, из них получили аттестаты об основном общем образовании 567, в т.ч. 38 – с отличием. В то же время 5 выпускников из-за низкой успеваемости к итоговой аттестации не были допущены, все 5 выпущены со справками. На экзаменах девятиклассники большинства школ показали хорошие знания. Среди них учащиеся СОШ п. Опытный, городских школ № 1 и № 2, Таушкасинской, Вурумсютской, Кокшакасинской, Первостепановской и некоторых других школ. Чуть ниже результаты в Михайловской, Первомайской, Малоянгорчинской, Булдеевской школах. Среднюю школу окончило 38 учащихся. К итоговой аттестации было допущено 387. Одна ученица Малоянгорчинской СОШ не была допущена к экзаменам и выпущена со справкой. Все 387 выпускников успешно прошли итоговую аттестацию, получив аттестаты о среднем (полном) общем образовании, 36 выпускников (9,3%) удостоены золотых и серебряных медалей (14 золотых и 22 серебряных). В их числе 7 медалистов из Цивильской СОШ № 1, 6 – из Цивильской СОШ № 2, 18 – из СОШ п. Опытный, по 2 – из Богатыревской и Первомайской СОШ, 1 – из Конарской СОШ.
По предварительным данным в 2006 году всего по району в высшие учебные заведения поступили 50,9% выпускников, 47,2% из всех поступивших будет обучаться на бюджетной основе. Хорошее поступление в ВУЗы в этом году дали СОШ п. Опытный – 72% (71% - на бюджетной основе), Цивильская СОШ № 1 – 66,6% (40,9% - на бюджетной основе), Таушкасинская СОШ – 75% (100% - на бюджетной основе), Цивильская СОШ № 2 – 61,8% (14,7 – на бюджетной основе), Первомайская СОШ – 53,8% (28,5% - на бюджетной основе), Конарская СОШ – 41,6% (60% - на бюджетной основе), Малоянгорчинская СОШ – 40% (100% - на бюджетной основе), Чиричкасинская СОШ - 40% (25%), по 30% - Богатыревская и Игорварская СОШ (71% и 100%).
Безусловно, информатизация образования, внедрение эффективных механизмов использования постоянно развивающихся Интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса также способствуют повышению открытости качественного образования. В настоящее время школы Цивильского района оснащены 179 компьютерами. Таким образом, на 1 компьютер приходится 24 учащихся. Проводится работа по внедрению в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. В 2005-2006 учебном году открыт центр дистанционного обучения на базе ресурсного центра – СОШ п. Опытный. На 10% увеличилось число учителей, активно использующих информационно-коммуникационные технологии в своей работе. К сети Интернет подключены 14 общеобразовательных учреждений (56%). Растет количество оргтехники: принтеров – 78, сканеров – 45, мультимедийных проекторов – 10, цифровой фото и видеоаппаратуры – 6. Спутниковые антенны для приема информации установлены в 7 школах. Девять общеобразовательных учреждений создали свои сайты. Информатику в начальных классах изучают 463 ученика или 32%.
В последнее время мы много говорим о мониторинге качества образования, под которым имеется в виду в первую очередь качество предоставляемых в школе знаний. На мой взгляд, гораздо актуальнее мониторинг качества образования, основным критерием которого является здоровье учащихся. Если более 95% российских школьников (96,5% учащихся городских школ и 89,4% сельских учащихся нашего района), не являются физически здоровыми людьми в полном смысле этого слова, в полной ли мере будут востребованы их знания в будущем? Именно поэтому главное требование к современной школе состоит в том, что она должна очень хорошо владеть здоровьесберегающими технологиями. Однако результаты всей нашей деятельности в этом направлении, пока, увы, не впечатляют: показатели здоровья детей существенным образом не улучшаются. Давно назрел вопрос введения в штаты всех образовательных учреждений должности психолога: многие дети на сегодня нуждаются в психотерапии. Ведь определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения включает в себя три компонента: физический, технический и социальный.
Усиление ответственности школы, классного руководителя за воспитание подрастающего поколения не должно уменьшать степени участия в нем семьи, общества, которые также в равной, может быть, и в большей мере ответственны за воспитание и духовное развитие личности. Общественно опасно переложить эту проблему на плечи учителя, школы. Конечно, педагогические коллективы проводят большую работу по развитию в детях и подростках нравственного чувства, воспитанию приверженности исконным духовным ценностям, любви к отечеству, его истории, культуре, языку – и в процессе обучения, и во внеурочное время. В 2006 году эта работа в школах значительно активизирована реализацией Указа Президента Чувашской Республики от 28 декабря 2005 года № 127 «О годе духовного просвещения». Многие школы применяют эффективные формы и методы работы по профилактике асоциального поведения детей и подростков. Как это не прискорбно, преступность среди учащихся школ растет. За 6 месяцев 2006 года в совершении преступлений приняло участие 28 несовершеннолетних против 18 за аналогичный период прошлого года, причем подавляющее большинство из них является школьниками. В текущем году преступления совершили 17 школьников против 2 за аналогичный период прошлого года. Прокуратурой Цивильского района отмечено, что увеличение среди совершивших преступления количества учащихся общеобразовательных учреждений более чем в 8 раз указывает на ослабление профилактической работы, свидетельствует о недостаточности используемых мер профилактического воздействия на учащихся.
Массовыми стали пропуски учебных занятий учащимися школ. Продолжают иметь место факты оставления школы детьми, достигшими 15-летнего возраста, до получения ими основного общего образования по заявлению родителей и самого ученика. Несомненно, указанные обстоятельства требуют от нас усиление систематической, целенаправленной, индивидуально-профилактической работы с подростками.
В послании Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Госсовету с горечью отмечено, что наше общество сегодня больно явлениями, которых не было у нашего народа. Это дети, брошенные потерявшими совесть родителями, беспризорные, дети-сироты, которым не нашлось места у родных и близких. На вопрос о том, что же мы делаем для того, чтобы остановить эту беду, Президент привел в пример семью Ивановых из нашего района как образец милосердия и добра, высокой духовности. Лилия Степановна и Валерий Валентинович, имея своих трех детей, взяли на воспитание в семью еще трех детдомовцев. Радостно отметить тот факт, что в районе в 2006 году получила дальнейшее развитие семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Преимущественной формой устройства детей-сирот остается опека (попечительство). На сегодняшний день в семьях родственников и близких воспитываются 90 подопечных детей. Условия жизни подопечных и приемных детей находятся на постоянном контроле отдела образования.
Дети – наше будущее, и от того, какими они вырастут, зависят успех и процветание страны. Всем нам не стоит забывать, что каждому ребенку в жизни необходимы любовь и понимание родителей, близких людей, учителей.
На пороге новый учебный год. После продолжительного отдыха более 4 тысяч детей района сядут за школьные парты, среди них более 300 первоклассников. В большинстве образовательных учреждений созданы благоприятные условия для их обучения и воспитания. Несмотря на определенные финансовые трудности, образовательные учреждения неплохо подготовились к новому учебному году. В связи с этим хочется отметить качественную подготовку таких педагогических коллективов, таких как СОШ № 1, № 2 г. Цивильска, СОШ п. Опытный, Тувсинской, Чиричкасинской, Первомайской, Богатыревской, Вурумсютской СОШ, Кокшакасинской, Булдеевской, Поваркасинской, Игорварской ООШ, Первосменовской, Елашской начальных школ, детских садов № 1, № 5, № 3, детского сада д. Тувси, д. Хорамалы и некоторых других.
Я уверен, в наступающем учебном году не будет ни одного дня на раскачку. Мы уже реально живем в условиях реального общества, интегрированного в мировую культуру и мировое хозяйство. Это предъявляет принципиально новые требования ко всей системе образования. Наши воспитанники должны быть готовы к новой жизни, быстро адаптироваться к ее изменившимся условиям. Кроме того, за эти годы сложилась принципиально новая структура спроса на образование. Все больше требуется специалистов, владеющих менеджментов, основами экономики, права. Государству нужны грамотные, предприимчивые и коммуникабельные люди, подготовленные к тому, чтобы соответствовать требованиям XXI века. Сегодня надо работать по новым правилам, а также решать застарелые проблемы. Наиболее острые из них хорошо известны всем педагогическим коллективам. Многие из них я затронул в моем докладе. У меня есть все основания предположить, что конкретные действия по реализации приоритетного национального проекта «Образование» будут успешно осуществлены и этим будет обеспечена доступность качественного образования каждому школьнику.
Желаю всем творческого вдохновения, горения, новых идей, любви к детям, к своему благородному делу.
Удачи, счастья, крепкого здоровья всем!