Прокуратурой Цивильского района проведена проверка Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Цивильского района на соответствие требованиям действующего законодательства.
Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Цивильского района(далее –Положение) утверждено постановлением главы Цивильского районаЧР от 27.03.2007 г. № 221.
Проведенной проверкой установлено, что ряд норм Положения противоречат требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Правительством Российской Федерации утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так же, в силу ст.11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
1.Согласно п. 1.1 Комиссия по делам несовершеннолетних действует на основании Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона ЧР «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике», настоящего Положения и др. правовых актов.
При этом,в соответствии с п. 3 Примерного положенияо комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утв. постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 (далее - Примерное положение), Комиссии руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Примерным положением, а также законами и актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, перечень правовых актов, регламентирующих деятельность Комиссий в Положении определен не в полном объеме.
2.Согласно п.1.3. Комиссия по делам несовершеннолетних на территории Цивильского района является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности субъектов профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При этом, в соответствии с п.1 Примерного положенияКомиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) субъектов Российской Федерации, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Таким образом, определение понятия комиссии по делам несовершеннолетних, данное в Положении, является неполным.
3. В соответствии с п. 1.6, 1.7 Положения председатель Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, определяет порядок работы и распределяет обязанности между членами Комиссии, утверждает повестку дня заседания Комиссии. В отсутствие председателя Комиссии исполнение его обязанностей с соответствующими полномочиями возлагаются на заместителя председателя Комиссии.
При этом, Положение не определяет объем и пределы полномочий председателя Комиссии, его заместителя, ответственного секретаря Комиссии, а также членов Комиссии.
В то время как, в соответствии с Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, Положение подлежит дополнению следующиминормами, определяющими функции председателя комиссии, его заместителя, ответственного секретаря, членов комиссии:
-Председатель комиссии:
а) осуществляет руководство деятельностью комиссии;
б) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;
в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;
г) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;
д) утверждает повестку заседания комиссии;
е) назначает дату заседания комиссии;
ж) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;
и) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;
к) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
-Заместитель председателя комиссии:
а) выполняет поручения председателя комиссии;
б) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;
в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;
г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.
-Ответственный секретарь комиссии:
а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;
б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;
в) отвечает за ведение делопроизводства комиссии;
г) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;
д) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;
е) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии.
-Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
а) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
б) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
е) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
з) выполняют поручения председателя комиссии.
3.Проверкой установлено, что Положение не содержит каких-либо требований к оформлению постановлений.
В то время как, в соответствии с п.19 Примерного положенияо комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, решения комиссии оформляются в форме постановлений, в которых указываются:а) наименование комиссии;б) дата;в) время и место проведения заседания;г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;ж) содержание рассматриваемого вопроса;з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
4.В соответствии с п.2.1Положенияосновными задачами деятельности комиссии по делам несовершеннолетних являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Цивильского района;
5) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
6) иные задачи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
Между тем, Примерное положение в качестве основных задач устанавливает, в том числе,социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, в связи с чем Положение подлежит дополнению обозначенными нормами.
5.Проверкой установлено, что в Положении не закреплен ряд функциональных обязанностей комиссии по делам несовершеннолетних, подлежащих исполнению в рамках предусмотренных действующим законодательством основных направлений деятельности, в связи с чем Положение подлежит дополнению, в соответствии с п.16 ч.1 ст.7 Закона ЧР «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике»,нормами, закрепляющими за Комиссией следующие обязанности:
- формирует базу данных об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территориях соответствующих муниципальных образований;
- ежеквартально до пятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, подготавливает и направляет в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и орган местного самоуправления отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования за отчетный период.
6.Подпункт 2 пункта 3.2 Положения подлежит исключению, поскольку в соответствии с Законом Чувашской Республики от 21 октября 2013 г. №65 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» данное положение утратило законную силу.
7. В соответствии с п.3.1 ч.2 ст.7Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 68 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике», п.3.2Положения, устанавливающий права Комиссии, следует дополнитьследующейнормой:
«Комиссия в пределах своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
8.Проверкой установлено, что пп.4 п.3.2 Положения изложен в некорректной форме, не соответствующей действующему законодательству, в связи с чем подлежит изложению, в соответствии с п.4 ч.2 ст.7Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 68 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике», в следующей редакции:
«при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
9.П.1.10 Положения установлено, что постановления Комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Правительством Российской Федерации утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В силу пп. «б» п.6 Примерного положения комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью муниципальных комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Так же, в соответствии со ст.11 Закона ЧР «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» постановления районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Соответственно, пункт 1.10 Положения ограничивает право неопределенного круга лиц на обжалование решений Комиссии как в судебном порядке, так и в вышестоящий орган, которым в данном случае является Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике.
10.Также, Положение содержит нормы, не соответствующие требованиямдействующего законодательства, в связи с чем подлежат изменению и дополнению.
Так, п. 3.1 Положения необходимо привести в соответствие с положениями Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 68 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике», и подпункты 1-3 пункта 3.1Положения изложить в следующей редакции:
1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий на территории соответствующих муниципальных образований;
2) организуют работу по выявлению и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих свои обязанности по созданию условий для их воспитания и образования, защиты прав и законных интересов, отрицательно влияющих на поведение своих детей или жестоко обращающихся с ними, формируют единую базу данных о вышеуказанных категориях граждан;
3) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями, иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» к компетенции комиссий;
в пп.4 Положения слово «наркомании»должно быть заменено словами «незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании»;
пп.6 Положения должен быть дополнен словами «защите их прав и законных интересов»;
пп. 7 Положения, в соответствии с Законом ЧР «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» должен быть изложен в следующей редакции:
7) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
-пп.8 Положения подлежит изложению в соответствии с действующим законодательством в следующей редакции:«рассматривают представление органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Положение не содержит норм, устанавливающих порядок при оставлении
Так же, в соответствии с пп. «в» п.7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утв. постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995, в части, определяющей основные направления деятельности комиссии, Положение необходимо дополнить следующими положениями:
«дает при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству такихнесовершеннолетних»
«принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет»;
«принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа»
-пп.12Положения должен быть изложен в следующей редакции:
12) подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд по вопросам:
а) связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
б) лишения родительских прав в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
в) иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
пп.14 Положения, в котором к компетенции КДН и ЗП отнесено рассмотрение жалоб и заявлений, круг лиц, имеющих право обратиться в КДН и ЗП, должен быть расширен, в соответствии с п.14 ч.1 ст. 7 Закона ЧР «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» и изложен в следующей редакции:
14) «рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, граждан, должностных лиц и общественных организаций, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних».
11.При проведении антикоррупционной экспертизы Положения установлено, что оно не располагает нормами, определяющими порядок действий членов Комиссии при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости урегулированияконфликта интересов в процессеосуществления своей деятельности.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
В силу ст.11 ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Так же, в соответствии со ст.ст. 29.2, 29.3 КоАП РФ судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
При наличии указанных обстоятельств, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
Согласно подпункту «ж» пункта 3 утвержденной постановлением Правительства РФ о 26.02.2010г. №96 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов коррупционным фактором, устанавливающим для правоприменителянеобоснованно широкие пределы усмотренияи возможность необоснованного применения исключений из общих правил является отсутствие административных процедур, выраженное в данном случае в отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления действий при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости урегулированияконфликта интересов в процессеосуществления своей деятельности.