Результаты антикоррупционной, правовой экспертизы проекта постановления администрации Рындинского сельского поселения Цивильского района ЧР «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
Прокуратурой Цивильского на предмет соответствия нормам федерального законодательства и наличия коррупциогенных факторов изучен проект постановления администрации Рындинского сельского поселения Цивильского района ЧР «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (далее – Проект).
Проведенным правовым анализом и изучением вышеуказанного проекта на предмет соответствия федеральному и республиканскому законодательству установлено, что он содержит правовые нормы, определяющие порядок создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (приложение №1 к постановлению). Также постановлением утверждены примерная номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств сельского поселения создаваемых в целях гражданской обороны (приложение №2 к постановлению).
1.Проект подготовлен вне пределов полномочий, предоставленных ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
Так, согласно ст.6 ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» определение порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. Помимо этого, к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено издание нормативных правовых актов в области гражданской обороны и организация разработки проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
Также в соответствии со ст.7ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» принятие нормативных актов в области гражданской обороны отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны
В силу ч.2 ст.8 ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
С учетом того, что определение порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, а к полномочиям органов местного самоуправления отнесены лишь вопросы создания и содержания запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств принятие данного правового акта в части определения порядка создания и содержания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств находится за пределами компетенции органов местного самоуправления. Что в свою очередь свидетельствует о наличии в правовом акте коррупциогенного фактора определенного п\п «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
2.Пунктом 2 проекта постановления утверждены Примерная номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств сельского поселения, создаваемых в целях гражданской обороны.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N379
"О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" во исполнение ст.6 ФЗ от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» утверждено положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.4 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями
(утв. Министерством экономического развития РФ и МЧС РФ 27 апреля, 23 марта 2012 г. N 43-2047-14) 4. федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено определение примерной номенклатуры.
3. Пунктом 11 Порядка создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств допущена ссылка на федеральный закон, утративший силу с 01.01.2014г. (ФЗ от 21.07.2005г. №945-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
4. Пунктом 9 Порядка создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств за структурными подразделениями администрации поселения закреплен ряд полномочий в сфере определения номенклатуры и объемов материальных ресурсов. Вместе с тем, администрация Рындинского сельского поселения не имеет в своей структуре каких-либо подразделений.
Соответственно, нормы обозначенные данным пунктом не имеют конкретных исполнителей и, как следствие, изначально невыполнимы.
В иных положениях проекта признаков коррупциогенности и противоречий федеральному законодательству, нарушений правил юридической техники в ходе проверки не установлено,
В целях соответствующей корректировки проекта НПА в адрес главы администрации Рындинского сельского поселения направлена нформация.
Заместитель прокурора
Цивильского района ЧР
советник юстиции В.Н. Яковлева