Целевая программа «Культура Цивильского района: 2006-2010 гг.»
УТВЕРЖДЕНА
Решением Собрания депутатов
Цивильского района
Чувашской Республики
от «14» декабря 2005 г. №
Целевая программа
«Культура Цивильского района: 2006-2010 гг.»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|
|
Наименование Программы
|
Целевая программа
«Культура Цивильского района: 2006-2010 гг.»
|
|
|
Основание для разработки Программы
|
Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле»; Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральный закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии»; Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Федеральный закон Российской Федерации «О народных художественных промыслах»; Федеральный закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»; Постановление Правительства Российской Федерации 1999г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации»; Законы, указы, постановления и другие нормативные акты органов исполнительной и законодательной власти Чувашской Республики: Конституция Чувашской Республики; Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республики»; Закон Чувашской Республики «Об обязательном экземпляре документов Чувашской Республики», Закон Чувашской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «О культуре»; Закон Чувашской Республики «О библиотечном деле»; Закон Чувашской Республики от «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Чувашской Республике».
|
|
|
Основной разработчик
Программы
|
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, отдел социального развития администрации Цивильского района
|
|
|
Цели и задачи Программы
|
Основной целью Программы является развитие и реализация культурного и духовного потенциала народов, проживающих в Цивильском районе Чувашской Республики, как основы ее целостности, устойчивости и динамичного развития, обеспечение государственных гарантий доступности к достижениям национальной, отечественной и мировой культуры для жителей района; обеспечение условий для нравственного совершенствования и улучшение качества жизни каждого члена общества.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
создание условий для социальной и культурной реализации отдельной личности и его приверженности к творчеству, поощрение творческого начала посредством повышения качества культурных услуг, активное привлечение населения к участию в культурной жизни и ознакомлению с культурным наследием и современной культурой;
создание условий для сохранения культур народов, проживающих в Цивильском районе Чувашской Республики; поддержка и распространение лучших традиций культуры и искусства чувашского народа и других народов, проживающих в Цивильском районе, как целостной системы духовных ценностей общества;
обеспечение государственной охраны и реставрации памятников истории и культуры;
создание условий для сбора и научной обработки документов исторического и культурного значения в фондах музеев, архивов и библиотек района, обеспечение их перевода на современные электронные носители, постоянное и широкое их экспонирование.
|
Система мероприятий программы
|
В рамках настоящей программы будет осуществлена следующая система мероприятий:
в сфере развития профессионального искусства, адресной поддержки деятелей искусства, сохранения и развития кино в Цивильском районе, развития системы художественного образования:
приведение структуры специальностей и специализации в соответствие с потребностями отрасли в кадрах; интегрирование учреждений дополнительного образования в процессы подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства;
целевое поощрение молодых авторов и исполнителей, создание условий для выявления и становления молодых талантов в области искусства, поддержка одаренных детей и молодежи в развитии их профессиональных способностей;
в сфере развития народного творчества, библиотечного и музейного дела:
обеспечение разнообразия и доступности культурных услуг; развитие культурно-досуговых учреждений как центров общения; формирование творческих способностей личности в первую очередь детей и молодежи;
сохранение нематериального культурного наследия и трансляция лучших образцов народной культуры, мониторинг ситуации и определяющих тенденций в клубно-досуговой сфере; укрепление материально-технической базы и технологического оснащения сельских клубных учреждений в целях повышения качества оказания культурных услуг;
изучение, введение в широкий научный оборот музейных собраний, совершенствование форм государственного контроля за обеспечением их безопасности, использование новых информационных технологий в деятельности музеев, поддержка инициатив администраций районов и городов по развитию сети общественных музеев;
обеспечение свободного доступа населения к информации и знаниям, завершение создания сети сельских модельных библиотек, модернизация информационной деятельности библиотек и создание электронных ресурсов на основе новых технологий, их интеграция в мировую информационную инфраструктуру;
улучшение качественного состава книжных фондов библиотек республики, соблюдение международных норм и стандартов информационно - библиотечного обслуживания населения, обеспечение сохранности библиотечных фондов общедоступных публичных библиотек в республике;
совершенствование системы библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, в первую очередь - инвалидов по зрению, детей и юношества;
в сфере сохранения памятников истории и культуры Чувашии:
выявление и учет памятников истории и культуры, формирование и ведение единого реестра памятников истории и культуры с представлением базы данных реестра в электронных информационных сетях;
содействие реставрации культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры.
|
|
|
Сроки реализации программы
|
2006-2010 годы
|
|
|
Исполнители Программы
|
Отдел социального развития администрации Цивильского района, сельские поселения Цивильского района
|
|
|
Объемы и источники финансирования Программы
|
За счет федерального, республиканского и местного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
Конкретные объемы затрат по годам будут уточняться с учетом бюджетной обеспеченности на очередной финансовый год.
|
|
|
Ожидаемые конечные результаты
|
- завершение создания сети сельских модельных библиотек, информатизация библиотечного дела;
- обеспечение надлежащего состояния и использования музейных предметов и коллекций, увеличение поступлений предметов и коллекций основного фонда;
- модернизация образовательных процессов в учреждениях дополнительного образования;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры, техническое оснащение объектов;
- становление системы культурно-просветительной работы, направленной на формирование правовой культуры сельчан, потребности в приобщении к ценностям традиционной и современной культуры, развитие самодеятельного творчества, повышение квалификации работников сферы культуры.
|
|
|
ПРОГРАММА
1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сегодня, когда произошли значительные демократические и экономические преобразования, представляется важным и актуальным преодоление сложившихся стереотипов, формирование положительного имиджа района, его культурно-символического лица. Формируется новое мышление в управлении сферой культуры. Сменились технологии и формы работы, появились новые формы культурного менеджмента, социально-ориентированные проекты и экспериментальные культурные программы. Сфера культуры рассматривается как пространство новой культурной политики демократического общества. Именно инновационные проекты в сфере культуры могут сделать имидж района более многогранным, повысить авторитет, подчеркнуть уникальность и неповторимость, дать импульс экономическому и социокультурному развитию, формированию здорового образа жизни.
Модель современного сельского клубного учреждения в изменившихся правовых, идеологических, социальных, культурных условиях в значительной степени должна быть пересмотрена. Отсюда одним из приоритетных направлений Программы станет модернизация сельских клубных учреждений, выступающих одним из главных институтов сохранения нематериального культурного наследия в районе.
Необходимо осуществить проект Программы создания многопрофильных интегрированных центров сельских поселений; решить комплекс задач для повышения качества, адресности и доступности культурных услуг на основе более технологичного развития наиболее крупных и востребованных сельских клубных учреждений; реализовать программу профессиональной переподготовки руководителей муниципальных учреждений культуры, а также формирования лидеров профессионального сообщества.
Зрители предъявляют серьезные требования к уровню исполнительского мастерства самодеятельных творческих коллективов. Художественный уровень коллективов напрямую связанс уровнем профессионального образования специалистов творческих профессий в сельских клубных учреждениях. Невысокий профессиональный уровень подготовки отражается в адаптации молодых сотрудников к работе в системе клубных учреждений и к практической работе в условиях села. Недостаточно внимания оказывается их профессиональному становлению и со стороны работодателей, что не способствует успешной профессиональной деятельности и достойной карьере в области культуры.
Программа исходит из того, что развитие клубной сферы не должна развиваться лишь по пути экстенсивного финансирования, поэтому необходимо внедрить в деятельность клубного учреждения основные элементы системы бюджетирования, ориентированного на результат. Отсутствие в клубных учреждениях современного звуко- и светотехнического оборудования не позволяет им наращивать объемы платных услуг, оказываемых населению, и тем самым обеспечить относительную финансовую самостоятельность для их развития.
Инновационное развитие отрасли означает оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур. Сохраняя традиции, важно формировать восприимчивость людьми новых идей развития культуры. Однако недостаточная конкуренция подлинно инновационных культурных проектов и лидеров инновационного мышления приводит к сравнительной бедности спектра предлагаемых мероприятий. Как правило, пиками культурной активности являются крупные мероприятия, привязанные к циклам государственных либо народных праздников. Базовым вызовом должны стать новые субъекты и новые формы культурной деятельности, способные выступить инструментом достижения инвестиционной привлекательности района в целом.
В связи с этим необходимо выработать новую стратегию концертно-выставочной деятельности, фестивальных проектов, других форм коллективного движения, повышение их художественного уровня.
Система кинопроката и кинообслуживания населения Цивильского района включает 14 действующих киноустановок. Ежегодно проводится около 600 сеансов. С момента приобретения в августе 2005 года мультимедийного проектора «Sanyo» киносеть намного увеличила финансовые поступления от показа кинофильмов, которые позволили приобрести современные технические средства для демонстрации фильмов на DVD-носителях.
В развитии киноотрасли в предстоящие пять лет необходимо активное внедрение рыночных механизмов, создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов в целях технической модернизации.
Цивильский народный краеведческий музей также нуждается в модернизации.
До 2007 года предстоит создать новую структуру «Визит-центр», призванного привлечь гостей и дополнительные финансовые вливания путем разработки и создания экскурсионных маршрутов по городу Цивильску и району.
На очередном заседании антинаркотической комиссии рассмотрены меры по улучшению наркоситуации в Цивильском районе
19 февраля состоялось очередное заседание антинаркотической комиссии Цивильского района под председательством и.о. главы администрации Цивильского района Александра Казакова с участием заместителя прокурора Цивильского района по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Рустема Шайдуллина.
Первым вопросом повестки дня стала криминогенная и наркотическая ситуация в районе за 2014 год. О принимаемых мерах по борьбе с незаконным оборотом наркотиков доложил заместитель начальника полиции по охране общественного порядка межмуниципального отдела МВД России «Цивильский» Сергей Никифоров. Начальник 1 отдела оперативной службы УФСКН России по Чувашской Республике – Чувашии Константин Шмаков ознакомил со сложившейся наркоситуацией в целом по Чувашской Республике по итогам 2014 года. Сотрудниками правоохранительных органов отмечен факт того, что увеличивается число учащихся и студентов, вовлеченных в преступную деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков.
В рамках Всероссийской антинаркотической акции «За здоровье и безопасность наших детей» актуальной стала информация методиста отдела образования и социального развития Алины Мироновой о проводимой работе по формированию у молодежи негативного отношения к употреблению наркотических средств и других одурманивающих веществ. Заместитель директора по воспитательной работе Цивильского аграрно-технологического техникума Александр Куданов ознакомил членов комиссии с мероприятиями, которые проводятся в данном направлении среди учащихся и студентов техникума.
О пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании на страницах районной газеты «Цивильский вестник» сообщила заместитель директора АУ ЧР «Цивильский издательский дом» - редактор по выпуску газеты «Цивильский вестник» Зоя Русанова. При этом была отмечена необходимость публикации фактов привлечения к ответственности лиц за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
В 2014 году на территории Цивильского района была засеяна коноплей территория в 1,3 гектара в Опытном сельском поселении (Чувашский НИИСХ) и 10 гектаров в Богатыревском сельском поселении (ООО «Яблоко»). О планируемых площадях сельскохозяйственных земель под посевы конопли в промышленных целях в текущем году проинформировал заместитель начальника отдела сельского хозяйства администрации района Алексей Венедиктов.
После рассмотрения информации о выполнении протокольных решений по всем вопросам были приняты соответствующие решения, направленные на улучшение наркоситуации в районе.
Публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Цивильского района
19 февраля 2015 года в зале заседаний администрации Цивильского района состоялись публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Цивильского района «О внесении изменений в Устав Цивильского района Чувашской Республики и в решение Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года №38-02». Публичные слушания прошли с участием сотрудников администрации района, руководителей предприятий, организаций и учреждений района, жителей района.
С информацией «О внесении изменений в Устав Цивильского района Чувашской Республики и в решение Собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики от 28 ноября 2014 года №38-02» выступила заведующий сектором юридической службы администрации района Татьяна Иванова. Участники публичных слушаний одобрили в целом предлагаемые изменения и предложили вынести на рассмотрение внеочередного заседания Собрания депутатов Цивильского района.