Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://zivil.cap.ru/

"Цивильский вестник", 23.04.2010 г.

Антонина Николаева: «Прошла в шинели молодость моя»

АНГЕЛИНА ЖЕЛТУХИНА

 

Ах, война, что ты, подлая, сделала.

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Ах, война, что ты, подлая, сделала.

Мир стал черным и мрачным, другим.

Наши девочки платьицы белые

Подарили сестренкам своим…

Когда я изредка слышу эту песню (ее, к сожалению, редко передают по радио и телевидению), на глаза наворачиваются слезы, наплывают воспоминания…

Родилась я в 1923 году в д. Ишауши Ишлейского, ныне Чебоксарского района. Детство было не совсем безоблачным, можно сказать, трудным, но радостным - ведь каждый день приносил улучшения в жизнь советского народа, а значит, и в мою.

Среднюю школу окончила  в 1939 году, после поступила и окончила в г. Горький курсы киномехаников. С октября 1940 года началась уже в г. Ядрине моя трудовая деятельность. Тут и застало меня начало войны. До 1942 года продолжала работать киномехаником, а душой уже была там, на фронте. В том же году райком комсомола начал призывать молодежь, девушек идти на фронт, и вот мы, 14 девушек, после подачи заявления прибыли в Чебоксары, где стоял 18-й отдельный запасный телеграфный полк связи. После трехмесячных ускоренных курсов я овладела специальностью телеграфиста-морзиста, кроме того, научилась стрелять, бросать гранату, копать окопы и т.д. Надо ли говорить, как все это мне пригодилось впоследствии.

В то время шли жесточайшие бои под Сталинградом. Естественно, мы думали, что нас отправят туда. Однако Бог и военное командование дали нам месячную отсрочку, и мы, 100 новоиспеченных телеграфисток -морзисток, прибыли в Средне-Азиатский военный округ в г. Ташкент для распределения по воинским частям. Кто попал в авиацию, кто в артиллерию, танковые части. Меня вместе с 7 девчатами отправили в 1071-ю отдельную эксплуатационную телеграфную часть. Забегая вперед, скажу: вместе со своими боевыми подругами Машей Брянцевской, Шурой Тарасовой,  Дусей Плехановой, Любой Танетовой, Симой  Вечтомовой, Любой Залещиной, Зоей Митюковой (из Ядрина) я, тогда Тося Серебрякова, прошла всю войну.

И вот прощай, гостеприимный Ташкент.  Погрузили нас в товарные ("телячьи" называли) вагоны, и поехала наша 1071-я часть через всю страну к местам боевых действий. Сначала было светло, тепло, весело, как будто и нет войны, но чем ближе к фронту, тем явственнее  война ощущалась. Теперь поезд шел только ночью, тихо, без света, кругом маскировка, на станциях военные составы с танками, артиллерией, солдатами, в небе почти не прекращающийся гул самолетов. Наконец, станция Узловая, что недалеко от Тулы, где недавно была война. Нас выгрузили, построили, и пошли мы маршем в сторону линии фронта. В какой-то деревне, сейчас не помню названия, остановились на отдых. На другой день нам выдали зимнее обмундирование: ватные брюки, фуфайку, валенки, рукавицы двухпалые и др. Главное же, карабин, патроны. Там же приняли военную присягу.

Все, мы настоящие солдаты, и началась военная фронтовая служба. Сначала при штабе Центрального, затем Брянского и 1-го Белорусского фронтов. Кто-то скажет: мол, штабисты, им легко. Отнюдь. Да, не передовая, но совершенно не сахарная доля выпала нам, телеграфистам 1071-й отдельной. Не спали ночами, всегда ходили пешком, выполняли самые сложные задания, приказы командования. Мне тоже досталось: попал осколок в правую ногу, но не задел кости. Ранение легкое, я отказалась от госпитализации, прохромала два с лишним месяца,  молодой организм взял свое - зажило. Не всем так везло…

Навсегда запомнила я ту страшную бомбежку под Орлом в июле 1943 года. Находились мы тогда около населенного пункта Маховое. Возле леса расположились на отдых колонны автомашин с бензоцистернами, танки, много солдат других частей. Было спокойно, тихо. Днем пролетел немецкий самолет, начал кружиться над нами, над населенным пунктом. Все говорили, что он ведет фотосъемку. А ночью налетели бомбардировщики. И сейчас слышу душераздирающий вой падающих бомб, грохот взрывов, стоны и крики раненных солдат и гражданского населения. Кругом горели   машины с бензоцистернами, светло было, как днем. В воздухе стоял сплошной дым, даже в землянке нечем было дышать. Казалось, что каждая бомба летит именно в твою землянку. Было очень страшно. Но и в этом аду мы не отходили от своих аппаратов: бросить, прервать связь даже на короткое время нельзя, ведь во многом от связи зависит исход любого боя, судьбы тысяч солдат. Мы это хорошо понимали.

За время войны такое нам приходилось переживать не раз, но та, первая бомбежка, стала кровавым, страшным крещением. Последующие бомбежки, артобстрелы тоже уносили много жизней, однако уже  ощущалось не так остро, трагично. Солдат ведь ко всему привыкает, ему воевать надо, несмотря ни на что.

На войне, пусть редко, случалось и хорошее. Моя сестра Лиза служила в авиационной части на 1-м Белорусском фронте. Мы с ней переписывались на чувашском языке (не каждый цензор знал наш язык), благодаря чему Лиза на ПУ-2  "попутно" залетела в нашу часть, стоявшую на территории Белоруссии,  на 2 часа, которые промчались как миг, но наговорились всласть. Вторая наша встреча состоялась на территории Польши. Лизина часть находилась примерно в 45 км от нас. С разрешения своего командира взвода я отправилась на попутных  машинах в ее часть. В этот раз мы были вместе аж целые сутки. Конечно, о войне много написано, еще больше сказано, моя военная стезя самая обычная. Но это моя судьба, мои фронты, бои, бомбежки, обстрелы, мои потери и мои победы. И мне есть чем гордиться. Прошла в составе Брянского и 1-го Белорусского фронтов всю Белоруссию, освобождала Польшу, участвовала в разгроме Германии, расписалась на Бранденбургских воротах, была  в поверженном рейхстаге. Войну закончила в Берлине, домой вернулась в октябре 1945 года.

После войны  Антонина Серебрякова  вышла замуж за фронтовика Павла Николаевича Николаева, который с 1948 по 1952г. был заместителем председателя Ишлейского райисполкома, с 1952г. по 1954г. - председателем, с 1954г. по 1962 г. - I секретарем Цивильского РК КПСС, с 1972г. по 1975г. - заведующим орготделом Президиума Верховного Совета ЧАССР, с 1975г. по 1980г. - председателем Цивильского горсовета. Работала в системе госбезопасности и внутренних дел бухгалтером, главным бухгалтером. Вместе с супругом  вырастили троих достойных детей. Награждена медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", орденом Великой Отечественной войны 2 степени, значком "Отличный связист", юбилейными медалями.


   Охрана труда в Чувашской Республике          

Система управления контентом
429900, Чувашская Республика, г.Цивильск, ул.Маяковского, д.12
Телефон: 8(83545) 21-2-15
Факс: 8(83545) 21-3-63
E-Mail: zivil@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика